Тема 2 презентация

Содержание

Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом История развития психолого-педагогических методов исследования в специальной психологии связана с требованиями практики — медицинской и педагогической.  Объектами изучения были дети, подростки, взрослые, имевшие различные нарушения

Слайд 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ


Слайд 2Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом
История развития психолого-педагогических методов исследования в

специальной психологии связана с требованиями практики — медицинской и педагогической. 
Объектами изучения были дети, подростки, взрослые, имевшие различные нарушения психического и умственного развития.

Слайд 3ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Первыми исследователями проблем умственно отсталых были французские врачи Ж. Эскироля

и Э. Сегена, которые выделили некоторые дифференциально-диагностические критерии.
Ж. Эскироль считал показателем интеллектуального развития состояние речи, что в значительной мере повлияло на преобладание в последующих тестовых системах заданий вербального характера.
Э. Сеген придавал большое значение состоянию сенсорных и волевых процессов.

Слайд 4ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
В  60-е гг. ХIХ в. открылись первые вспомогательные классы, а

также специальные школы для умственно отсталых детей.
Возникла необходимость упорядочения системы отбора детей во вспомогательные школы. Установление умственной отсталости превратилось в психолого-педагогическую проблему.

Слайд 5Френсис Гальтон (анг.биолог)
Одним из первых начал тестирование. Разработал несложные испытания для

исследования индивидуальных различий. При этом он считал главным показателем умственных способностей состояние сенсорных функций человека: остроту зрения и слуха, скорость психических реакций, способность различать тепло, холод, боль и т. п. 

Слайд 6Джемс М. Кеттелл (ам.пс.)
создал серию тестовых испытаний, направленных на определение состояния

простых функций, сенсомоторных реакций, скорости протекания психических процессов, чувствительности и т. п., для установления индивидуальных различий

Слайд 7Эмиль Крепелин (нем.пс.)
разработал серию тестовых испытаний для изучения высших психических процессов

: восприятия, мышления

Слайд 8Диагностика Альфред Бине – Теодор Симона
1 вариант
1905г.
2 вариант
1908г.
3 вариант
1911
Содержал 30 тестов,

расположенных в порядке возрастающей трудности. Возрастных показателей не было. Тесты на определение типа памяти, мышления, понимания словесных инструкций и др.

Тесты сгруппированы по возрастным ступеням (3-15 лет). На каждый возраст от 3 до 8 тестов.

Тесты распределены, учитывая трудность по возрастным ступеням (3 – 16 лет). На каждый возраст по 5 заданий.


Слайд 9Диагностика А. Бине – Т. Симона

Возраст

3 года.

1. Показать свои глаза, нос, рот.
2. Повторить предложение длиной до шести слов.
3. Повторить по памяти два числа.
4. Назвать нарисованные предметы.
5. Назвать свою фамилию.


Возраст 7 лет.

1. Различить правую и левую стороны
2. Описать картинку.
3. Выполнить несколько поручений.
4. Назвать общую стоимость нескольких монет.
5. Назвать показанные четыре основных цвета.


Слайд 10Диагностика А. Бине – Т. Симона
Результат теста выявляется путем сопоставления «интеллектуального»

и фактического возрастов выводится так называемый «интеллектуальный коэффициент» (IQ).

IQ = (y.в. / ф.в.) * 100%
у.в. «mental age» - умственный возраст, рассчитываемый по шкале Бине-Симона;
ф.в. - физический возраст ребенка.

Нормой считается коэффициент от 70 до 130%,
ниже этого показателя - умственно отсталые дети,
выше - одаренные.


Слайд 11Сантикс де Санктис(римс.пс.)
предложил свою серию заданий из шести опытов для определения

степени умственного недоразвития.
Опыты были направлены на исследование внимания, волевых усилий, непосредственной памяти на цвета, форму, способности пересчета конкретных предметов, зрительного определения величины, расстояния.

Слайд 12Вильям Штерн(нем.пс.)
Вел понятие «интеллектуальный коэффициент» (IQ), который представляет собой отношение умственного

возраста к хронологическому (паспортному) возрасту. Интеллект тестируемых оценивался чисто количественно по сумме набранных ими баллов.
предложил следующую формулу определения интеллектуального коэффициента:
IQ = (y.в. / хр.в.) * 100%


Слайд 13
к началу ХХ в. при вспомогательных школах стали создавать особые «наблюдательные»

классы с целью уточнения диагноза отдельных учащихся, а также выработки некоторых основных рекомендаций к последующей работе с ними

Слайд 14тест Д. Векслера(40-50г.г)
состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы,

- б вербальных и 5 невербальных.
Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий.
К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие:
шифровка,
нахождение недостающих деталей в картине,
определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

Слайд 15тест Дж.Равена
состоит из 60 матриц, или композиций, с пропущенными элементами, которые

должен восполнить испытуемый.

Слайд 16История
Разрабатываются тесты и для детей младенческого и раннего возраста.
шкалы Н.

Бейли для исследования детей с 2 мес до 2,5 лет. В них оценивается умственное развитие (восприятие, память, зачатки словес- ного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость), моторное развитие (умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки), эмоциональное и социальное поведение.

Слайд 17Развитие психолого-педагогических методов исследования в России
Необходимость в разработке методов выявления умственной

отсталости у детей возникла в начале ХХ в. в связи с открытием в 1908 —1910 гг. первых вспомогательных школ и вспомогательных классов.
Изучение проводилось путем сбора анкетных данных о детях, изучения педагогических характеристик, условий домашнего воспитания и врачебного обследования детей.
Вопросы методов обследования детей были предметом обсуждения на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (26 — 31 декабря 1910 г., Петербург) и на Первом Все- российском съезде по вопросам народного образования (13 декабря 1913 г.—3 января 1914 г., Петербург

Слайд 18 Метод Г. И. Россолимо«Психологические профили»
Сделал попытку создать систему испытаний, с помощью

которой можно было бы исследовать как можно больше отдельных психических процессов. изучал (в основном с помощью невербальных заданий) внимание и волю, точность и прочность зрительных восприятий, ассоциативные процессы..

метод использовался независимо от возраста испытуемого.
В него входило исследование 11 психических процессов, которые оценивались по 10 заданиям (всего 110 заданий).
Результат вычерчивался в виде графика-профиля


Слайд 19Г. Я. Трошин
подчеркивал ценность наблюдения за поведением детей в естественных условиях.



Слайд 20А. Ф. Лазурский
Первым, создал специальную методику проведения целенаправленных наблюдений.
Изучал ребенка в

деятельности в естественных условиях путем объективного наблюдения и разработал так называемый естественный эксперимент, включающего в себя как элементы целенаправленного наблюдения, так и специальные задания.

создал специальную программу изучения индивидуальных проявлений детей на уроках, указав проявления, подлежащие наблюдению, и их психологическое значение. Им разработаны также планы экспериментальных уроков, выявляю- щие качества личности


Слайд 21Л. С. Выготский
отстаивал динамический подход к изучению детей, считая обязательным не

только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих жизненных циклах, но главным образом — установить ближайшие возможности детей. предлагал не ограничиваться в изучении ребенка одноразовыми испытаниями того, что тот может сделать сам, а проследить за тем, как он воспользуется помощью, каков, следовательно, прогноз на будущее в деле его обучения и вос питания.

предложил схему педологического исследования детей:
Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, вос- питательного учреждения.
История развития ребенка.
Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития.
Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса).
Прогноз (предсказание характера детского развития).
Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.


Слайд 22История
в 20 — 30-е гг. XX в. большое внимание уделялось разработкам

диагностических методик. В школах началось массовое тестирование.
Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» был воспринят как полный запрет на использование диагностических методик.

Слайд 23История
В 50 — 70-е гг. ХХ в. внимание ученых и практических

работников к использованию психодиагностических методик, усилилось.
велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б. В. Зейгарник, разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководством А. Р. Лурия

Слайд 24История
Большая заслуга в разработке принципов, методов, путей изучения детей при комплектовании

специальных учреждений для умственно отсталых детей принадлежит психологам и педагогам Г.М.Дульневу, С.Д.Забрамной, А.Я.Ивановой, В.И.Лубовскому, Н. И. Непомнящей, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф и другим.
В 80 — 90-е гг. ХХ в. осуществляется ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются психолого-диагностические методы исследования.
проводятся конференции, съезды, семинары по проблемам психодиагностики и комплектования специальных учреждений для аномальных детей

Слайд 25В.И.Лубовский
указывает на перспективы развития дифференциальной диагностики, подчеркивая важность сочетания количественной оценки

уровня развития психических функций с качественным, структурным анализом — при преобладании последнего.

Слайд 26
Обогащают современную диагностику психического развития нейропсихологические методы ,которые дают возможность использования

именно качественно- количественного подхода, объективизации результатов, выявления индивидуальной структуры нарушений.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика