Тема 1 презентация

Содержание

Психолого-педагогическая диагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Цель диагностики – контроль за ходом психического развития ребенка для последующей коррекции выявленных отклонений. Определение

Слайд 1 Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей


Слайд 2Психолого-педагогическая диагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы распознавания и измерения

индивидуально-психологических особенностей личности.
Цель диагностики – контроль за ходом психического развития ребенка для последующей коррекции выявленных отклонений.

Определение


Слайд 3
гуманизма
комплексного изучения развития ребенка;
системного подхода;
деятельностного подхода
динамического подхода;
выявление и учет потенциальных возможностей

ребенка;
качественного анализа;
необходимость раннего диагностического изучения ребенка;
единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ


Слайд 4«Внимание должно быть направлено не на недостаток, дефект как таковой, а

на самого ребенка, отягощенного этим недостатком, на его особую социальную и образовательную ситуацию» (Л.С. Выготский).
обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути.

принцип гуманизма


Слайд 5 предполагает определение причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется

группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог).
Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

Принцип комплексного изучения развития ребенка


Слайд 6предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между

ними, иерархии выявленных нарушений.
Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Принцип системного подхода 


Слайд 7Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться

в процессе его деятельности: предметной, игровой, учебной или трудовой.
Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей

принцип деятельностного подхода


Слайд 8предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет

возрастных особенностей ребенка.
Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения.
Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований, а также их своевременная реализация.
Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

Принцип динамического подхода


Слайд 9опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего

развития.
Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий.

Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка


Слайд 10• отношение к ситуации обследования и заданиям;
• способы ориентации в условиях

заданий и способы выполнения заданий;
• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
• продуктивное использование помощи взрослого;
• умение выполнять задание по аналогии;
• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Принцип качественного анализа


Слайд 11Необходимость раннего диагностического изучения ребенка
раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить

появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение

Слайд 12Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития

Задачи  коррекционно-педагогической работы

могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка

Слайд 13
скрининг-диагностика;
дифференциальная диагностика;
углубленное изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.
Этапы

ППД нарушений развития

Слайд 14своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в

популяции, в том числе и в условиях общеобразовательных организаций;
примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка;
оценка качества обучения и воспитания детей в образовательной организации : выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретной образовательной организации , а также выявление недостатков той или иной программы обучения и воспитания детей.

Задачи I этапа


Слайд 15недостаточность научно-обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях (особенно

это касается скрининговых обследований детей первых трех лет жизни);
сложность разработки системы критериев, по которым возможно разграничение детей с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (в данном случае речь идет о детях раннего и дошкольного возраста);
эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых, которые влияют на качество выполнения заданий. ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Проблемы данного этапа


Слайд 16разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

выявление первичного и вторичного нарушений,
оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.;
определение и обоснование педагогического прогноза.

Задачи IIэтапа


Слайд 17наличие сходных психологических особенностей, которые наблюдаются у детей с разными типами

(категориями) нарушенного развития;
отсутствие четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности ПМПК.
организация деятельности ПМПК;
Недостаточная разработка эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики.

Проблемы данного этапа


Слайд 18выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
разработка индивидуальных коррекционных программ развития и

обучения;
оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;
помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
решение проблем социально-эмоционального плана.

Задачи III этапа


Слайд 19Специалисты недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей,

на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка.

Проблемы данного этапа


Слайд 20Каждый тип нарушенного развития характеризуется свойственной только ему специфической. Эта структура

определяется соотношением первичного и вторичных нарушений, иерархией вторичных нарушений.
Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно по степени и выраженности нарушений.
Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития.
Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.
Итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого-педагогического заключения, который не ограничивается типом нарушенного развития

Ведущие теоретико-методологические положения ППД нарушений развития


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика