Такие разные деревья… презентация

Содержание

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и

Слайд 1ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ…
Системно-деятельностный подход и уроки деятельностной направленности
*


Слайд 2СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
“Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше

надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.
Д.Писарев

25


Слайд 3ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
*Технология деятельностного метода ОС «Школа 2000»
*Проблемно-диалогические уроки
ОС «Школа

2100»

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её освоению»
В.Г. Белинский

*


Согласны?


Слайд 4МОЖНО ЛИ РЕАЛИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ?

Центр системно-деятельностной педагогики
(Л.Г. Петерсон, М.А.

Кубышева и др.)
При академии ПК и ППРО РФ

*



Мнение специалистов…

1

Предлагают универсальную модель уроков деятельностной направленности, реализуемых через технологию деятельностного метода (ТДМ)


Слайд 5

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов основного образования нового поколения. Данный

подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Типы уроков деятельностной направленности в ОС « Школа 2000»

*


1. Урок открытия нового знания

2. Урок рефлексии

4. Урок построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)

3. Урок развивающего контроля

Название типов уроков Вам о чем -нибудь говорит?

Близко к традиционной типологии?

Можно их сконструировать??

1


Слайд 6ЗАДАЧА!

*

Вы являетесь членом лаборатории по проектированию системно-деятельностных уроков. Для начала попробуем

спроектировать основные этапы уроков деятельностной направленности.
На основе предложенного алгоритма конструирования урока выделите этапы урока. На выполнение задания дается 5 минут. Работа осуществляется в парах.

1-2


Слайд 7РАБОТА С АЛГОРИТМОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ( 5 МИН)
*

Алгоритм конструирования урока «открытия»

нового знания

Алгоритм конструирования урока рефлексии

Алгоритм конструирования урока развивающего контроля

2

Что вызвало затруднения?


Слайд 8А) не смог выполнить задание…
Б) Не смог правильно решить поставленную задачу..
В)

получил верный ответ, но не смог его обосновать
Г) получил верный ответ, смог его обосновать, но не смог объяснить способ получения правильного ответа
Д) не смог выполнить условия задания
Е) Не могу решить задание за 5 минут


*


ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

ВЫБЕРИТЕ НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОБЪЯСНЯЮЩЕГО ВАШЕ ЗАТРУДНЕНИЕ И ПРОДОЛЖИТЕ ЕГО (ПИСЬМЕННО)

2-3


Слайд 9Проанализируйте шаг за шагом и проговорите в слух, что и как

вы делали (затруднение)
Зафиксируйте операцию, шаг , на котором возникло затруднение (место затруднения)
Соотнести свои действия на этом этапе с вашим опытом и зафиксируйте. Какого знания или умения недостает для решения исходной задачи ( причина затруднения)


*


ПОГОВОРИМ…

3


Слайд 10
*

Составим проект выхода из затруднения…
Цель действий, устраняющих затруднения (знания и чему

научиться)

1

Проект в геометрических фигурах…за каждой- этап выхода из затруднения

Тема, которая поможет решить проблему

2

Способ построения нового знания (как?) – метод уточнения или дополнения

3

Средства построения нового знания ( с помощью чего?)

4

План своих действий по построению нового знания

5

4


Слайд 11*

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА И РЕШЕНИЕ ИСХОДНОЙ ЗАДАЧИ..
Ключ к решению исходной задачи
На

основе предложенного алгоритма конструирования урока выделите этапы урока. На выполнение задания дается 5 минут. Работа осуществляется в парах.

5


Слайд 12
*

Поясните схему
6


Слайд 13
Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ
1) Мотивация к учебной деятельности.
2)

Актуализация знаний и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности
на уроке.

7


Слайд 141) Мотивация к коррекционной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в

индивидуальной деятельности.
3) Локализация индивидуальных затруднений.
4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
5) Реализация построенного проекта.
6) Обобщение затруднений во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия деятельности на уроке.

ТДМ

Технология деятельностного метода. Урок рефлексии








1

2

5

6

9

8

3

4

7

Мотивация к учебной
деятельности.
Актуализация знаний и пробное учебное действие.

3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с
комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия деятельности на уроке.



7


Слайд 15 Технологический уровень освоения ТДМ
Мотивация к

контрольно-коррекционная деятельности
2. Актуализация знаний и
самоконтроль с фиксацией
затруднения в индивидуальной
деятельности
Локализация затруднений
Коррекция выявленных затруднений
Обобщение затруднений
во внешней речи
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
7. Повторение и решение заданий творческого уровня
8. Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности

Самостоятельная работа № 1

Контрольная работа




Урок РК

7


Слайд 16В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ УРОКОВ?
Гипотезы..
*

Цель
1. Урок открытия нового знания
2. Урок

рефлексии

3. Урок развивающего контроля

8


Слайд 17РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ
(ПРЕДМЕТНОЙ И МЕТАПРЕДМЕТНОЙ)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ НОВОЕ

ЗНАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т. Д.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ

КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ИЗУЧЕННЫХ ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И РЕФЛЕКСИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ

1

3

2

4

5

6

Распределите цели по типам урока

8


Слайд 18РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ
(ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ

ЗНАНИЕ

1

5

Цели урока открытия нового знания

Цели урока рефлексии

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т. Д.

3

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ

6

8


Слайд 19Цели урока развивающего
контроля (РК)
САМОКОНТРОЛЬ И КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗУНов
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ

КОНТРОЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И РЕФЛЕКСИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ

2

4

8


Слайд 20УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

*

Работа с учебной задачей (содержательный аспект)
суть
8


Слайд 21УРОК РЕФЛЕКСИИ

*

Коррекция собственных действий
суть
8


Слайд 22УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

*

Критерии оценивания результатов учебной деятельности
суть
8


Слайд 23ВАШИ ВЫВОДЫ…
Уроки деятельностной направленности – это…
Удалось ли нам поработать в рамках

технологии деятельностного метода
Можно использовать эту технологию на уроках истории и обществознания

*


9


Слайд 24ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
*Технология деятельностного метода ОС «Школа 2000»
*Проблемно-диалогические уроки
ОС «Школа

2100»

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её освоению»
В.Г. Белинский

*



Слайд 25БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ТДМ
Организационный момент (использование мотивационных приемов)
Актуализация знаний
Проблемное

объяснение знаний
Первичное закрепление во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Включение в систему знаний и повторение
Итог урока

*



Слайд 26КТО будет учить?
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

«ШКОЛА 2100»

ЗАЧЕМ учить? (цель)

ЧТО изучать? (содержание)

Научная концепция: «Педагогика здравого смысла» развитие личности через культуру в деятельности

УМК от д/с до старшей школы




авторский

коллектив


Слайд 27
Проблемный диалог (самим открывать знания)
Продуктивное чтение

(понимать смысл текстов)
Оценивание успехов (адекватная самооценка)
Проектная технология (самостоятельные дела)

*


?!


©


Слайд 28УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО…
технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА








1.Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики

формулируют проблему (цель) урока

3.Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение.

4.Ученики применя-ют новые знания в задачах примене-ния

технолог. ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕХОВ







технолог. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ







1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий)
2. Ученик сам оценивает себя:
Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка?
3-7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр.

1. До чтения – предполагаем о чем?
2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, подтексты.
3. После чтения – преобразуем информацию в свое понимание

2.Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового

Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности

Добывать, преобразовывать и представлять информацию

Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща

Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
















Слайд 29 Традиционный взгляд на урок истории
1. Дом.задание: «Перескажи…»

2. Тема:

«Сегодня мы будем изучать …»

3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»

4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»

Проблемно-диалогический урок
1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (противоречие)»
2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»
3. Поиск решения: «По тексту определите …»
4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»

Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми

Мельникова


Слайд 30НЕМНОГО ТЕОРИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА
Побуждающий диалог
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать

различные версии решения проблемы
+ Развивает творческое мышление
+ Максимально близок к жизненным ситуациям
- Ученики могут увести в сторону от темы
- Невозможно рассчитать время на уроке

Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
+ Развивает логическое мышление
+ Просчитывается по времени
+ Ведет к нужному результату коротким путем
- Меньше творчества

А если в диалоге участвует только 3-5 активных детей?
+ Каждый третий-четвертый вопрос диалога (или задание) давать для работы в парах: «Полминуты посовещайтесь в парах и договоритесь, какой ответ (или формулировку вопроса) вы даете». Потом спрашиваем 3-4 пары!!!


Слайд 31ТЕОРИЯ+ПРАКТИКА: УРОК – НА ДОСКЕ
2) Выдвижение версий
1) Создание проблемной ситуации

учителем и формулирование учебной проблемы учениками

3) Актуализация имеющихся знаний

5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания:
1.
2.
3.

6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

4) Составление плана решения проблемы

Один факт/ мнение.

Другой факт/ мнение.

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА: «Почему …. ?»

Кл.слово версии

Кл.слово версии

Мы ЗНАЕМ:
исполнение задания про пройденному материалу (у доски, с места)

Надо УЗНАТЬ:
План:
1. …
2. …
3. …

Систематизация нового знания на доске по ходу открытия:

а) в схеме

б) в таблице

в) списком

и т.п.


Слайд 32Пример проблемного диалога: «История» 5 кл.,
Что надо узнать? (планирование - РЕГУЛЯТИВНЫЕ):

1. Как смотрели на мир, иначе чем мы? 2.Зачем им нужны рисунки?

+ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
(сравнение мнений, нахождение отличий)

РЕГУЛЯТИВНЫЕ (определение цели)

+ ЛИЧНОСТНЫЕ
(оценка чужих поступков)

+ КОММУНИКАТИВНЫЕ
(формулировать свое мнение,
а если дополнить: «Обсудите в парах», то и находить общее решение)

ПРОБЛЕМА: Зачем первобытные люди создавали произведения искусства?

Репродукция:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (причины, условия)

+ Возможность для самооценки РЕГУЛЯТИВНЫЕ


Слайд 33ЛИЧНОСТНЫЕ
(оценка взглядов)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (сравнивать)
Проблема: Почему первобытные люди прятали свои рисунки?
План:


1.Как смотрели на мир?
= мифы: у животных есть дух (душа), которую можно обидеть, испугать…
2.Зачем им нужны рисунки?

????

(…)





Проблема: Почему первобытные люди прятали свои рисунки?
План:
1.Как смотрели на мир?
= мифы: у животных есть дух (душа), которую можно обидеть, испугать…
2.Зачем им нужны рисунки?
= для охотничьей магии, чтобы «убить дух животного», а потом тело.
= магия – тайный обряд, ему могут помешать, значить его надо … прятать.


Слайд 34ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ – РАБОТА С ПРОДУКТИВНЫМИ ЗАДАНИЯМИ
Осмыслить задание

(что надо сделать?)
Найти нужную информацию (текст, рис…)
Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
Сформулировать (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Докажите, что жители долины Нила создали государство.

Расскажите об устройстве
Египетского государства и занятиях его жителей.

=


Слайд 35 Три этапа работы с текстом
1) До чтения текста. Предположение

о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы:
задать вопрос автору по прочитанному (В),
предположить ответ (О),
при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П).
Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.
3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов: в явном виде, не явном и главное Средство – активные приемы на трех этапах работы с текстом

Подробнее см. Памятку подготовка текста по технологии ПЧ


Слайд 36 Три этапа работы с текстом
Немного теории продуктивного чтения


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика