Своеобразие сатиры писателя презентация

Содержание

Цели урока: Знакомство с жизненным и творческим путём писателя. Развитие коммуникативных компетенций (анализ, сравнение, комментирование, обобщение, вывод). Формирование положительных качеств личности.

Слайд 1Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925)
Своеобразие сатиры писателя


Слайд 2Цели урока:
Знакомство с жизненным и творческим путём писателя.
Развитие коммуникативных компетенций (анализ,

сравнение, комментирование, обобщение, вывод).
Формирование положительных качеств личности.

Слайд 3О появлении на свет
«Еще за пятнадцать минут до рождения я

не знал, что появлюсь на белый свет. Это само по себе пустячное указание я делаю лишь потому, что желаю опередить на четверть часа всех других замечательных людей, жизнь которых с утомительным однообразием описывалась непременно с момента рождения».



Так в 1910 году в сборнике «Весёлые устрицы» начал изложение своей биографии Аркадий Аверченко.


Слайд 4О детстве писателя
Родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе в семье

купца.
Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал.


Слайд 5Аверченко-подросток
В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору.

Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 г. переехал в Харьков.



Слайд 6В 1903 в харьковской газете "Южный край" был опубликован первый рассказ

Аверченко «Как мне пришлось застраховать жизнь». В 1906 г. становится редактором сатирического журнала «Штык». После закрытия этого журнала возглавляет следующий - "Меч", - тоже вскоре закрытый.

Начало литературной деятельности


Слайд 7Напоминание!
Не забывай заполнять карту путешествия!!!
Правильно выписывай даты и названия!!!
NB!


Слайд 8 В 1907 переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале "Стрекоза",

позднее преобразованном в "Сатирикон". Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.


Слайд 9«Сатирикон»
Карикатуры из журнала «Сатирикон»
Обложка журнала 1908 г


Слайд 10В 1910 г. Аркадием Аверченко написана «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»
Перед нами

не просто исполинский капустник длиной во всю человеческую историю, а еще и почти единственный у нас образец чёрного юмора.
То, что веселило искушённых интеллигентов начала XX века, осталось таким же смешным (и познавательным) в начале XXI века.

Слайд 11В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей

России: "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", «Зайчики на стене».

"...их автору суждено стать русским Твеном...", - проницательно заметил В. Полонский.

Слайд 12«Король смеха»
Вышедшие в 1912 книги "Круги по воде" и "Рассказы для

выздоравливающих" утвердили за автором звание "короля смеха".

Слайд 13Эмиграция
После Февральской революции Аверченко эмигрировал в Константинополь, с 1922 г. жил

в Праге, совершая кратковременные поездки в Берлин, Польшу, Румынию, Прибалтику.
Написал сборник памфлетов "Дюжина ножей в спину революции" Зарисовки эмигрантского быта окрашены горькой иронией, светлый юмор заменяется желчным сарказмом.


Слайд 14Напоминание!
Не забывай заполнять карту путешествия!!!
Правильно выписывай даты и названия!!!
NB!


Слайд 15О творческой манере писателя
Действие сатирических рассказов и сценок Аверченко чаще

всего происходит в сфере будничной жизни большого города. В них критикуются общечеловеческие слабости, гораздо менее - политические условия. Аверченко повествует о "быте", который заслонил собой "событие" - только что отгремевшую революцию 1905-1907 гг. Его герой - российский обыватель, стремящийся избежать потрясений революции.


Слайд 16Юмор писателя
Аверченко часто пользуется фантастикой, доводя комизм ситуации до абсурда. Но

в основе самых нелепых и смешных ситуаций у него всегда лежит абсурдная в своей нелепости российская действительность периода реакции.


Слайд 17 Свой задорный "краснощёкий" юмор Аверченко предлагает читателю как лекарство от тоски

и уныния. Идеал писателя - любовь к жизни во всех ее проявлениях, основанная на "простом здравом смысле".



Слайд 18Энциклопедия остроумия
Сатирики из журнала "Новый Сатирикон" Аркадий Аверченко, Владимир Азов, Аркадий

Бухов и Исидор Гуревич предложили свой вариант толкования слов, пародийный, и, надо признать, создали своего рода энциклопедию остроумия.

Слайд 19АДЪЮТАНТ (франц.) - прощальное приветствие. В переводе - прощай, тетка.

ДЕНЬГИ

- непереводимое. Особенно у богатых.
ДИАБЕТ - небольшой сахарный завод на одну персону.
ДОМОСТРОЙ - старинное руководство для архитекторов. ЛОНДОН - проехав Северное море до устья реки Темзы, взять вправо. НАИВНОСТЬ - парадный мундир глупости.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - наследство, которое нельзя спустить

Слайд 20 В 1924 г. Аверченко переносит операцию по удалению глаза, после которой

долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца.

Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н.с.) 1925 г. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Слайд 21Анализ рассказа
А. Аверченко «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»


Слайд 22Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве) — проявление комического в искусстве, представляющее

собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории и др.

Ю́мор — деятельность человека, направленная на вызывание смеха у окружающих. В более широком понимании — любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, идеи и т. п., способные вызвать эти эмоции.

Абсу́рд (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый»;«исходящий от глухого») — нечто нелогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу.


Слайд 23Сарказм — это жёсткая насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но

в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит.


Иро́ния (от др.-греч. (от др.-греч. εἰρωνεία — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Гротеск (фр. grotesque, буквально — «причудливый»; «комичный») — вид художественной о́бразности, комически, буквально — «причудливый»; «комичный») — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически, буквально — «причудливый»; «комичный») — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.


Слайд 24- На сколько частей делится рассказ «Черты из жизни Пантелея Грымзина»?



На 2 части. Вторая часть начинается со слов: «Однажды, весной 1920 года…»

- Напишите период времени, который охватывает в своём рассказе Аверченко.


С весны 1910 г. по весну 1920 г.


Слайд 25
- Какой политический режим существовал в России во времена описываемых Аверченко

событий?


1-я часть – царская Россия, где существовали отношения: хозяин – наёмный рабочий;

2-я часть – советская Россия, где все граждане номинально были равны и обладали одинаковыми правами.


Слайд 26- Назовите героев и персонажей рассказа.
Пантелей Грымзин, его хозяин из

первой части, сапожник, богачи.

- Обратите внимание на фамилию главного героя. Что она обозначает? Как называется такой приём в литературе?


Слайд 27Фамилия главного героя – Грымзин. В словарях мы находим следующее определение

этому слову:

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова:
ГРЫМЗА, грымзы, ж. (просторечн. бран. ). Старый ворчун, ворчунья.

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой:
Грымза - м. и ж. разг.-сниж. Старый и ворчливый человек. 

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля:
ГРЫМЗА об. моск. симб. бранное старый хрыч, дрянной старичишка; старая карга; брюзгач, воркун.

Такой приём называется – использование говорящей фамилии.


Слайд 28- Почему Пантелей «саркастически» спрашивает у сапожника о кресте? Какова символика

креста в мировой литературе и культуре?

Крест – символ православной веры. Человек, носящий на себе его, должен быть истинным христианином, то есть соблюдать все заповеди Божьи: не грабить, не обижать других. В рассказе Аверченко мы видим другую ситуацию: человек, имеющий на груди крест, ведёт себя противоположно тому, что от него ожидают, при этом не испытывает раскаяния в своих поступках. Следовательно, мы можем сделать вывод, что крест для сапожника здесь лишь пустая формальность, ни к чему не обязывающая.


Слайд 29- Выпишите из каждой части рассказа всё, что покупает сам Грымзин,

и то, к чему, как ему кажется, имеют доступ богачи. Что вы заметили? Сделайте вывод.

1-я часть:
Грымзин: « … полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос»
Богачи: « … пьют шампанское, ликеры, едят рябчиков и ананасы»
2-я часть:
Грымзин: «Купил фунт полубелого хлеба, бутылку ситро»
Богач: «… ест нежную розовую ветчину, объедается шпротами и белыми булками, заливает себе горло настоящей водкой, пенистым пивом, курит папиросы»


Слайд 30То, что в одну эпоху являлось доступным простому человеку из рабочего

класса, то в другую эпохи оказывается предметом роскоши, недоступным и запретным. Мир переворачивается. Происходит смешение, казалось бы, несовместимых вещей. Такой приём называется гротеск.

Слайд 31- Выпишите из текста цитату, которая, на ваш взгляд, наиболее точно

определяет основную мысль рассказа.

«Почему одним всё, другим – ничего?..»

- Сделайте общий вывод о творческой манере писателя.


Слайд 32Аверченко проводит параллели между царской Россией, в которой он родился, и

Советской властью, в эпоху которой ему довелось жить. Принцип мироустройства, как мы видим, по Аверченко, не меняется. Существуют определённые классы людей, занимающие свою нишу в обществе: это богатые и бедные. Поэтому мысль о равенстве всех людей, распространённая среди советских идеологов, кажется утопической. Это недостижимый идеал.
С помощью приёмов комического Аверченко показывает «изнанку» жизни. Весь рассказ построен на внутреннем монологе героя. Много повторов, деталей, глаголов (придаёт действию динамизм), что также является отличительной чертой творческой манеры писателя.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика