Слайд 1Специальность 032700 «Филология»
В рамках направления «Филология» ведется
образовательная деятельность по двум профилям
«Отечественная филология» и «Зарубежная филология»
Слайд 2
Научный потенциал специальности:
докторов наук – 7,
кандидатов наук –
19,
аспирантов и соискателей – 5
докторантов – 3
Слайд 3
«Отечественная филология
(чувашский язык и литература)»
Филология предполагает
получение фундаментального классического университетского образования на базе изучения чувашского языка, фольклора, теории и истории чувашской литературы, истории зарубежной литературы и иностранных языков.
Слайд 4
На факультете ведется подготовка специалистов более конкретной профессиональной ориентации:
-
«Филологические основы литературно-публицистической деятельности»;
- «Филологическое обеспечение рекламы»;
- «Филологическое обеспечение искусствознания (театроведение)»;
- «Филологическое обеспечение документоведения».
Слайд 5
«Зарубежная филология
(тюркские языки и литературы)»
Обеспечивает изучение студентами
современных тюркских языков (турецкий). Практический курс иностранного языка сопровождается освоением специфики устного и письменного перевода, истории языка, его фонетики, лексики, стилистики, имеют возможность совершенствовать знания иностранного языка в стране изучаемого языка, сравнительной грамматике, сопоставительной лингвокультурологии, стажироваться и участвовать в международных программах работы и учебы за рубежом (Турция и другие тюркские государства).
Слайд 6
Основными областями профессиональной деятельности выпускника являются:
• литературно-публицистическая деятельность (редакции журналов
и периодической печати, творческие союзы);
• научно-исследовательская деятельность (институты, университеты, лаборатории);
• редакторская, референтская и рекламная работа (издательства, частные компании и агентства);
• деятельность в отделах по связям с общественностью (пресс-службы в государственных структурах и т.д.);
• все виды работы, связанные с реализацией чувашского языка как государственного, а также в сфере достижения реального двуязычия в Чувашской Республике;
• деятельность в области непрерывного национального образования (институты, курсы повышения квалификации педагогов, редакторов, работников культуры и науки);
• деятельность в сфере современных компьютерных технологий (создание новых учебных и культурно-просветительских мультимедийных проектов, связанных с чувашской национальной культурой и литературой.
Слайд 7Специальность 033000 «Культурология»
В рамках направления «Культурология»
ведется
образовательная деятельность по двум профилям
«Управление в социокультурной сфере» и «Художественная культура»
Слайд 8
«Сферами профессиональной деятельности выпускника являются:
• научно-исследовательская работа по изучению
культуры, освоению культурного наследия;
• преподавание в вузах, колледжах, специализированных и общеобразовательных учебных заведениях по дисциплинам «Культурология», «Мировая художественная культура», «Теория и история искусств»;
• работа в качестве менеджера, референта или консультанта по вопросам культуры в системе госслужбы и частных компаний, в издательствах и СМИ;
• работа в проектных и общественных организациях, связанных с изучением культуры, охраной исторических памятников, в сфере культуры и социокультурного моделирования или в качестве квалифицированного сотрудника туристической фирмы (театры, музеи, выставочные центры, туристические агентства);
• работа в организациях социального профиля, связанных с культурными аспектами, экскурсионная деятельность;
• культурно-просветительская (работа в учреждениях и организациях культуры) и т.д.
Слайд 9
На базе факультета чувашской филологии и
культуры традиционно проходит Всероссийская научно-практическая конференция «Ашмаринские чтения». В работе конференции активное участие принимают ученые Урало-Поволжья (Саранск, Ижевск, Казань, Йошкар-Ола, Чебоксары), России (Москва, Владивосток), Зарубежья (Казахстан, Финляндия).
Слайд 10
Приоритетные области исследований в рамках научных направлений: «Теоретическая
история литератур Урало-Поволжья», «Эстетические особенности писателей Урало- Поволжского региона», «Эстетика слова», «Концептосфера», «Когнитология».
Слайд 11
В рамках специальности выиграны гранты:
1. «Система образования чувашского народа в истории и культуре народов Поволжья» («РК 2007. Волжские земли: Чувашская Республика», проект
№ 030, 2007 г.)
2. «Проблема осмысления и внедрения новых подходов к преподаванию литературы и языка в вузах и средних учебных заведениях» («РК 2007. Волжские земли: Чувашская Республика», проект № 07-0622604 а/В, 2007 г.)
3. «Новые подходы к представлению предметов филологического цикла в вузах и средних учебных заведениях» (РГНФ, проект № 22604 а/В, 2008 г.)
4. «Поволжские города в истории чувашского литературного языка (дооктябрьский период)» (РГНФ, проект № 09-04-22408 а/В, 2009-2010 гг.)
5. «Сравнительное и сопоставительное литературоведение народов Урало-Поволжья» (РГНФ, проект № 10-04-22407 а/В, 2010-2011 гг.)
Слайд 13
«Слово, как известно, знак, название вещи, значение, но
единство парадоксальных начал возводит его в другой ранг, вводит в контекст взаимодействия смешной культуры с культурой трагической, в область парадоксального пересечения взаимоисключающих плоскостей опыта человечества, в стихию переливания отдельных коллизий в их противоположную субстанцию. В этих условиях важно не только само Слово, не его значение, важен также феномен порождения смысла текста, произрастающего из акта транскультурации духовных процессов. А этот процесс напрямую увязан с проблемами жанрологии, структуры жанров чувашской прозы с особенностями ее формирования и развития»
(Федоров Г.И. К проблеме структуры жанров прозы в литературах Урало-Поволжья // Проблемы сравнительного и сопоставительного литературоведения Поволжья: Сб. науч. ст. - Чебоксары: «Новое Время», 2010. – С.124-125).
Слайд 15
силу имели фундаментальные труды Р.Ф. Юсуфова, а также исследования удмуртских
(Ванюшев В.М. и др.) и чувашских ученых. Последние выдвинули следующую схему сложения мозаики межлитературной общности Урало-Поволжья.
1. Культуры народов Урало-Поволжья, тысячилетиями находившиеся в «зоне повышенной контактности» (А.Я. Зарипов, Ф.С. Файзуллин), имеют много общих элементов и постоянных концептов, или, по-другому, констант. Таким образом, в исследовании истории Урало-Волжской межкультурной, в том числе и межлитературной общности, главной интерпретирующей силой должна быть категория взаимодействия и взаимовлияния. <…>
Родионов Виталий Григорьевич – 05 октября 1947 г.р., декан ФЧФК, зав. кафедрой чувашского и сравнительного литературоведения, доктор филологических наук, профессор, специальность 10.01.02 – Литература народов РФ (чувашская литература).
«На фоне усиливающейся опасности распада Урало-Волжского межлитературного сообщества центростремительное направление и объединяющую
Слайд 16
2. Основными составляющими Урало-Волжской межлитературной общности (УВМО) являются
словесные культуры финно-угорских и тюркских народов. <…> Межкультурная общность Урало-Поволжья входит в состав Евразийской цивилизации.
3. <…> Сегодня представляется, что изменения социального окружения этноса не всегда приводят к изменению этнических констант, концептов его основания. А ориентация на прошлое, традиционное нельзя однозначно оценивать как консервативное, противоположное прогрессивному развитию. Данное представление связано не формационным сознанием, как представлялось нам раньше, а, скорее всего, самим культурно-цивилизационным типом. Поэтому в будущей «Истории литератур народов Урало-Поволжья» свое достойное место должны занять поиски основных составляющих базиса культуры. <…>
4. Если европейская культура познавалась и познается протестанско-христианским «идеальным типом» развития, то культуры народов Урало-Поволжья должны познаваться взглядом своего культурно-цивилизационного типа, имеющее свое смысловое пространство и свое представление о развитии»
(Родионов В.Г. О сравнительном и сопоставительном методах в современном литературоведении народов Урало-Поволжья// Третьи флоровские чтения: материалы Межд. науч.-практ. конф. – Глазов: Глазов. Гос. пед. ин-т. 2009. – С. 30-33).
Слайд 17
Труды Родионова В.Г.
К
проблеме изучения Урало-Волжской
межлитературной общности // Восток в
исторических судьбах народов России.
Кн.2– Уфа, Вилли окслер, 2006. –
С. 113-114.
Этноконфессиональные группы народов Поволжья и их история формирования // Материалы междунар. конгресса по изучению Азии и Северной Африки. ANCARA 38. – Анкара, 2008. – С.431-437.
О сообществе финно-угорских народов Урало-Поволжья и чувашей в поликультурном пространстве России ХХI в. // Финно-угорские этносы: технологии развития в условиях глобализации: Материалы Междунар. конф. - Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2009.
Куратов И.А. и разновидности просветительского движения в Поволжье (вторая половина ХIХ в.) // Творчество И.А. Куратова и проблемы развития литератур финно-угорских народов: Материалы Всеросс. науч.-пр. конф. - Сыктывкар: ИЯЛИ КНЦ УР РАН, 2009.
Слайд 18
Об истории сложения и современном состоянии компаративного литературоведения Урало-Поволжья
// Ахунзяновские чтения. Материалы Междунар. конф. - Казань: КГУ, 2009.
О сравнительном и сопоставительном методах в современном литературоведении народов Урало-Поволжья // Третьи флоровские чтения: материалы Междунар. науч.-пр. конф. – Глазов: Глазов. Гос. пед. ин-т. 2009. –
С. 30-33.
Религиозно-этническое сознание народов Улуса Джучи и Казанского ханства (проблемы взаимодействия и трансформации) // VIII конгресс этнографов и антропологов России. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2009. - С. 122-123.
Сословно-конфессиональное сознание народов Волго-Камья (проблемы формирования и трансформации (на основе анализа этнонимов) // Этнос, общество, цивилизация: II Кузеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-пр. конф. Уфа, 17-19 апреля 2009 г.
Труды Федорова Г.И.
Некоторые заметки к вопросу о новой методологии современного литературоведения. – Вест. Чуваш. ун-та. гуманитар. науки. – 2005. – № 1. – С. 205–212.
О теоретической истории национальной литературы: некоторые заметки на материале чувашской литературы // Ашмаринские чтения: Материалы межрегион. науч. конф. – Чебоксары: Чуваш. ун-т, 2005. – С. 168–172.
Единство трагизма и комизма и проблемы жанрообразования в литературах народов Урало-Поволжья // Актуальные проблемы современной фольклористики. Материалы междунар. науч.-пр. конф. – Казань, 2009. – С. 104-106.
Федоров Георгий Иосифович - 10 февраля 1942 г.р., зав. кафедрой культурологии, доктор филологических наук, профессор, специальность 10.01.02 – Литература народов РФ (чувашская литература).
Слайд 20
человеческими чувствами и эмоциями, содержат определенное (эстетическое)
своеобразие. Эмоции связаны с оценкой действительности, однако они носят
субъективный характер, вернее, субъективно-объективный характер. Они
субъективны по отношению к воспринимаемому слову и в силу этого одно и то же
слово может вызывать различные эмоции. Объективная сторона эстетического
слова – это отражение предмета (лица) в особой форме переживания»
(Сергеев В.И. Эстетика слова (по поэме К.В. Иванова «Нарспи») // Современная Нарспиана: итоги и перспективы: Материалы межрегион. науч.-пр. конф. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. – С. 3)
Сергеев Виталий Иванович - 20 января 1942 г.р., зав. кафедрой чувашского языкознания и востоковедения им. М.Р. Федотова, доктор филологических наук, профессор, специальность 10.02.06 — Тюркские языки.
«Эстетика слова – это или непосредственное эмоциональное переживание эстетической ценности воспринимаемой лексемы (выражающей предмет, природу, произведения искусства, лицо), или суждение об его (ее) эстетической ценности, основанное на эстетической эмоции. Эстетические эмоции, хотя и имеют нечто общее со всеми другими
Слайд 21
Труды Сергеева В.И.
Этнографическая концептосфера, названия пищи
(лингвокультурологический аспект) // Вестник ЧГУ.– 2006. - № 3.
Концепт «леса» в языках различных систем // Проблема изучения и преподавания тюркской филологии: преемственность поколений: Сб. материалов междунар. науч.- пр. конференции, посвященной 80-летию М.З. Закиева и 10-летию кафедры татарской и чувашской филологии: Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак. – С. 233-236.
Когнитивная лингвистика и концепт «ăвăс» - «осина» в языках различных систем // Аспекты фонологических, педагогических, журналистских исследований: Межвуз. сб. науч. тр. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. – С.81-87.
Концептосфера «флора» и концепт «берёза» в языках различных систем // Чувашский язык и современные проблемы алтаистики.Ч. 2. Материалы междунар. Науч. конф. – Чебоксары, 2009. – С. 116-120.
Слайд 22
Сорокина Оксана Васильевна - 28.01.1974 ç., Чăваш
Республикин Патăрьел районĕнчи Кивĕ Катек ялĕнче çуралнă. Филологи наукисен кандидачĕ, аслă преподаватель, специальность «10.02.20 – Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание».
1998 çулта Эрджиес университечĕн тюркологи факультетне вĕренсе пĕтернĕ. 2002 çулта магистр степенне тивĕçлĕ пулать. Чăваш патшалăх университетĕнче 2003 çултанпа вăй хурать. 2010ç «Модальные слова и конструкции в турецком и чувашском языках» кандидат диссертацине ăнăçлă хӳтĕлет. Халĕ «Теоретический курс тюркских языков», «Турецкий язык», «Древнетюркский язык», «Сравнительная грамматика тюркских языков» дисциплинăсем ертсе пырать. Наукăра çак ыйтусемпе ĕçлет: чăваш тата тĕрĕк чĕлхисен танлаштаруллă грамматики, авалхи тĕрĕк историйĕпе çырулăхĕ.
Слайд 23
Художественно-философский мир чувашской литературы: историко-генетический, историко-типологические
аналогии на примере творчества Г. Айги // Ашмаринские чтения: Материалы Всерос. науч. конф. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2007.
Постигаем глубины текста. – Чебоксары: Новое время, 2009. – 200 с.
Ермакова Галина Алексеевна – 10 апреля 1943 г.р., доктор филологических наук, профессор, специальность 10.01.02 – Литература народов РФ (чувашская литература).
Труды Ермаковой Г.А.
Сакральное в творчестве Г. Айги и М. Сеспеля. – Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2007. – 120 с.
Слайд 24
«В разных национальных литературах нередко возникают типологически схожие
художественные явления. Эта типологическая схожесть возникает или в силу межнациональных художественных взаимодействий, или в силу сходства жизненных условий, или совпадения исторической стадии экономического развития. Всё это позволяет сравнить изучаемое художественное произведение со схожими художественными явлениями как в данной, так и в других национальных литературах. Этот аспект анализа произведений и обеспечивает сравнительный подход к литературе, раскрывающий и линии художественных взаимодействий в литературном процессе, и типологические общности художественных явлений, и их социальной действительностью. Все эти связи, взаимодействия, общности имеют свою природу, выявление их в сравнительном подходе является и специфической формой рассмотрения литературы, и необходимой составной частью системно-целостного рассмотрения произведения»
(Ермакова Г.А. Художественно-философский мир чувашской литературы: историко-генетические, историко-типологические аналогии (на примере творчества Г.Н. Айги) // Ашмаринские чтения: Материалы Всерос. науч. конф. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. - С. 238).
Слайд 25
Труды Семеновой Г.Н.
Именные композиты в разносистемных
языках и проблема формирования национального мировоззрения (лингвокультурологический анализ) // Известия Томского политехнического ун-та. – 2006.- №2. – Т. 309.
Семенова Галина Николаевна –
16 февраля 1951 г.р.,
доктор филологических наук, профессор, специальность 10.02.06 — Тюркские языки.
Слайд 26
Истоки художественно-философского мышления в национальных литературах Поволжья и
Приуралья // Известия Томского политехнического ун-та. Т. 309. – 2006. - № 3. – С. 226-230.
Отражение национальных традиций в художественно-философской прозе // Вестник Чувашского университета. – 2006. - № 1. – С. 358-364.
О некоторых аспектах сравнительного и сопоставительного литературоведения // Проблемы сравнительного и сопоставительного литературоведения Поволжья: сб. науч. статей. - Чебоксары: «Новое Время», 2010. – С. 54 -58.
Мышкина Альбина Федоровна - 16 июня 1972 г.р.,
доктор филологических наук, профессор, специальность 10.01.02 – Литература народов РФ (чувашская литература).
Труды Мышкиной А.Ф.
Особенности философской прозы национальных литератур Поволжья // Известия Томского политехнического ун-та. Т. 308. – 2005. - № 4. – С. 204-206.
Слайд 27
Цветолексемы в разных языках: этнопсихолингвистический аспект // Язык.
Культура. Познание: Межвуз. сб. науч. трудов. – Чебоксары: Изд-во «Новое время», 2006.
Лингвокультурные общности и фоновые знания как невербальный компонент // Язык. Культура. Познание: Межвуз. сб. науч. трудов. – Чебоксары: Изд-во «Новое время», 2006.
Андреев Валерий Васильевич - 16 февраля 1956 г.р., кандидат филологических наук, доцент, специальность 10.02.06 — Тюркские языки.
Труды Андреева В.В.
Слайд 28
«К синонимам понятия «сравнительное литературоведение» относятся словосочетания «литературоведческая
компаративистика» и «сравнительное изучение литератур». Предметом данной области науки о литературе является взаимосвязи национальных литератур, общее и особенное в их историческом развитии. <…> уникальность культуры может быть выявлен только путем сопоставления с другой культурой. Чем больше культурного контекста, тем больше уникальности обнаруживается при сравнении человеческих культур и литератур. <…> современное сравнительное литературоведение Урало-Поволжья меняет свою парадигму в сторону акцентуации национального своеобразия. Очевидно, конкретными целями как сравнительного, так и сопоставительного литературоведения становятся задачи выявления особенного. В отличие от второго, первое всегда будет рассматривать особенное на фоне общего, в данном случае регионального (зонального)»
(Родионов В.Г. К истории сложения и развития сравнительного литературоведения народов Урало-Поволжья // Проблемы сравнительного и сопоставительного литературоведения Поволжья: Сб. науч. ст. - Чебоксары: «Новое Время», 2010. – С. 3-10).
Труды Кирилловой И.Ю.
Поиски поэтических форм в литературах народов Урало-Поволжья 20-30-х гг. ХХ в. // Язык, литература и культура в эпоху глобализации: тенденции развития: материалы междунар. науч.-пр. конф. – Чебоксары, 2008. - С. 79-84.
Кириллова Ирина Юрьевна -14 февраля 1981 г.р., кандидат филологических наук, специальность 10.01.02 – Литература народов РФ (чувашская литература), доцент, докторант.
Слайд 30
«Сравнительно-сопоставительное изучение литератур разных народов и времен, творчества
писателей и произведений, установление их взаимосвязей является одним из важнейших методов литературоведческих исследований. Такое изучение родственных литературных явлений позволяет установить обобщения идейного, проблемно-тематического, жанрового или стилистического характера и в то же время более глубоко постигнуть суть отдельной литературы. Изучение литературы на сравнительно-исторической основе многоаспектно и охватывает большой комплекс проблем. Предметом такого изучения могут быть взаимосвязи национальных литератур, литературные явления и направления, стили и жанры, особенности творчества отдельных писателей, литературные произведения и т.д. Актуальность такого исследования обостряется в условиях тесного взаимодействия национальных литератур, глобализации культуры в современном мире»
(Кириллова И.Ю. Чувашско-марийские литературные связи // Проблемы сравнительного и сопоставительного литературоведения Поволжья: Сб. науч. ст. - Чебоксары: «Новое Время», 2010. – С.100-101).
Слайд 31
«Сравнительно-сопоставительное изучение литератур разных народов и времен, творчества
писателей и произведений, установление их взаимосвязей является одним из важнейших методов литературоведческих исследований. Такое изучение родственных литературных явлений позволяет установить обобщения идейного, проблемно-тематического, жанрового или стилистического характера и в то же время более глубоко постигнуть суть отдельной литературы. Изучение литературы на сравнительно-исторической основе многоаспектно и охватывает большой комплекс проблем. Предметом такого изучения могут быть взаимосвязи национальных литератур, литературные явления и направления, стили и жанры, особенности творчества отдельных писателей, литературные произведения и т.д. Актуальность такого исследования обостряется в условиях тесного взаимодействия национальных литератур, глобализации культуры в современном мире»
(Кириллова И.Ю. Чувашско-марийские литературные связи // Проблемы сравнительного и сопоставительного литературоведения Поволжья: Сб. науч. ст. - Чебоксары: «Новое Время», 2010. – С.100-101).
Слайд 32
Труды Софроновой И.В.
Сравнительно-сопоставительное исследование чувашского «Улыпа» и
удмуртского «Дорвыжи» // Сб. науч. ст. докторантов, аспирантов и соискателей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. – С.112-123
Софронова Ирина Владимировна – 6 апреля 1978 г .р., кандидат филологических наук, доцент, специальность 10.01.02 – Литература народов РФ (чувашская литература).
Слайд 33
Своеобразное представление концепта солнца в поэме«Нарспи» //
Современная Нарспиана: итоги и перспективы: Материалы межрегион. Науч.-пр. конф.– Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. – С. 179-185.
Чекушкина Елена Петровна – 26 июня 1969 г .р., кандидат филологических наук, доцент, специальность 10.01.02 – Литература народов РФ (чувашская литература).
Труды Чекушкиной Е.П.
Слайд 34
авантюрного статуса жизни. Но это, безусловно, не единственная
особенность движения прозы, а лишь одна из его ветвей»
(Федоров Г.И. Об одной из ветвей развития прозы народов Урала и Поволжья второй половины XX века // Ашмаринские чтения. Вып. 7: сб. науч. ст. - Чебоксары: Изд-во «Новое Время», 2010. - С. 16).
«<…> проза народов Урало-Поволжья послевоенного времени развивалась некоторым образом на пространстве сходных поисков. Практику показа романтически идеализированных героев сменила тяга к философскому осмыслению жизни, на смену ей пришла изучение
Слайд 35
Факультет чувашской филологии и культуры ФГБОУ ВПО «Чувашский
государственный университет имени И.Н. Ульянова» открыт для плодотворного и перспективного сотрудничества.
Первым шагом в этом направлении стало проведение круглого стола «Проблемы сравнительного и сопоставительного литературоведения народов Урало-Поволжья» (г. Чебоксары, 17-18 сентября 2009 г.) с участием ученых Казани, Йошкар-Олы, Чебоксары и выпуск сборника научных статей «Проблемы сравнительного и сопоставительного литературоведения Поволжья».
Перспективными для научного сотрудничества являются следующие мероприятия:
1. Обмен профессорско-преподавательским составом с целью проведения цикла лекций и семинаров по затребованным для сторон темам современной филологии для аспирантов и соискателей.
2. Совместное участие в исследованиях по гранту, научных проектах и исследованиях (подготовка монографий, статей).
Слайд 36Диплом позволяет нашим выпускникам работать:
• в вузах, научных институтах, колледжах,
гимназиях, школах с углубленным изучением тюркских языков и литератур;
• в прессе - редакциях газет и журналов, издательствах, на радио и телевидении;
• на государственной службе, сотрудниками международных отделов (отдела внешних связей);
• в сфере научного и художественного перевода и межкультурной коммуникации (турецко-русско-чувашский);
• в туристических агентствах, в отечественных и иностранных фирмах самого широкого профиля.
Фундаментальная филологическая и широкая гуманитарная подготовка позволяет выпускникам продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре, легко осваивать новые дополнительные и смежные профессии.
В процессе обучения, начиная с первого курса, студенты проходят диалектологическую и педагогические практики.