Слайд 1
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Степанова Наталья
Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 67
Слайд 2
Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем
у детей завтра
Джон Дьюи
Слайд 3Современный урок – это:
развитие младшего школьника в процессе обучения;
активная деятельность детей,
работают все и каждый;
освоение детьми способов действия;
проблемность: маленькие открытия каждый день;
диалог, учет разных мнений;
интерес детей к учению, их желание учиться;
самостоятельность учащихся;
связь с жизнью, решение практических задач;
сотрудничество школьников друг с другом и учителем;
индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам
Слайд 4Характеристика современного урока
С позиции ученика:
возможность каждого ученика высказывать свою точку зрения;
участвовать
в организации и анализе урока;
выбирать домашнее задание;
действовать на уроке как самостоятельно, так и в парах и группах
Слайд 5Характеристика современного урока
С позиции учителя:
структура урока и количество этапов зависят от
типа урока, его дидактической задачи и инициативы учащихся
Слайд 6Урок в условиях реализации ФГОС
Слайд 7Современный урок
Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода,
который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Слайд 8Системно-деятельностный подход обеспечивает
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей учащихся
Системно-деятельностный подход
Слайд 9 Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений
и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Чему? Зачем?
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик.
Как?
Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм деятельности
Слайд 10Самоконтроль - определение правильности выполненного действия
Правильно?
Самооценка - определение степени соответствия
эталону или качества выполненного действия
Хорошо?
Можно лучше?
Слайд 11САМООЦЕНКА
«Учитель и обучающихся по возможности определяют оценку и отметку в диалоге.
Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку».
Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
со 2 класса
5 шаг. Какую поставишь себе отметку?
Слайд 14
Методические ресурсы
современного урока
Слайд 16Модели современного урока
Триединая цель урока
План- конспект
Преобладающая фронтальная форма обучения
Методы и приемы
обучения
Типы уроков
Развивающая
деятельностная
Ключевые и базовые компетентности
Проектирование урока
Разнообразные формы обучения
Технологическая карта урока
Практический опыт деятельности
Слайд 17
Применение
новейших
информационных
технологий
Формирование
потребности
учащихся в познании
и умений учиться
(ОУУ)
Применение идей
личностно-ориентированного
и личностно-развивающего
обучения
Разнообразие
типов урока
Технологичность
обучения
Тщательное
проектирование
урока в процессе
его подготовки
Тенденции развития современного урока
Свобода в
выборе структуры
урока
Слайд 18Характеристика
современного урока
УРОК
Создание условий для формирования компетенций ребенка
Использование образовательных технологий
Практический, деятельностный
подход
Самостоятельная работа ученика, а не учителя
Личностно-ориентированный, индивидуальный характер
Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт
Слайд 19
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Слайд 20Типология уроков
Типология уроков – это определение типов уроков по какому-либо основанию.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся
Слайд 21Классификация уроков
Традиционное обучение
Урок в рамках ФГОС
Урок «открытия» новых знаний
Уроки
отработки и рефлексии
Уроки
общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля (построения системы знаний)
Урок изучения новых знаний
Уроки совершенствования ЗУН
Уроки обобщения и систематизации
Уроки контроля и коррекции ЗУН
Слайд 22Структура урока
Структура урока – это определённая последовательность его этапов, каждый из
которых отличается характером решаемых задач, особенностями деятельности учителя и учеников, эмоциональным настроем.
Некоторые этапы могут присутствовать на всех уроках (этапы сообщения темы и задач урока, мотивации учения, объяснения домашнего задания, подведения итогов), другие этапы отражают специфику конкретного типа уроков (этапы выполнения контрольных заданий, обобщения и систематизации знаний и др.).
Слайд 23
I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и
умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).
Структура урока
Слайд 24Этапы урока
Организационная часть урока
Слайд 25Этапы урока
Сообщение темы, цели урока
Слайд 26Этапы урока
Актуализация опорных знаний и умений
Слайд 27Этапы урока
Изучение нового материала
Слайд 28Этапы урока
Оценивание работы учащиегося
Слайд 30Ребенок на современном уроке
Цель- готовность к саморазвитию
Умение самостоятельно делать выбор, адекватный
своим способностям
Умение ставить перед собой цель, принимать решения
Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации
Умение проконтролировать себя, свои собственные действия
Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать
Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться
Слайд 31Подготовка учителя к уроку
Определение темы урока, места урока в системе
уроков, отбор содержания.
Определение целей и задач урока.
Выбор методов и форм обучения.
Выбор и подготовка средств обучения, оборудования урока.
Определение типа и структуры урока.
Составление плана урока.
Составление конспекта или плана-конспекта урока.
Слайд 32Требования к современному уроку
Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и
воспитания младших школьников.
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода.
Продуманность методической системы урока:
продуманность целей и задач урока;
комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока;
целесообразный выбор форм и методов обучения;
целесообразный выбор средств обучения.
4. Продуманность структуры и логики построения урока.
5. Четкая организация класса.
6. Соблюдение психологических требований к уроку.
7. Здоровьесберегающая направленность урока.
8. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся.
9. Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогическими технологиями.
Слайд 33Технологическая карта урока
Способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по
выбранным учителем параметрам
Слайд 34Этапы работы над технологической картой урока
Определение места урока в изучаемой теме
и его вид;
Формулировка цели урока;
Обозначение этапов урока в соответствии с его видом;
Формулировка цели каждого этапа урока;
Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД);
Выбор форм работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая;
Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Слайд 36
Пример технологической карты урока русского языка
(учебник «Русский язык»
1 класс, с.
Слайд 37
Пример технологической карты урока русского языка
(учебник «Русский язык»
1 класс, с.
8-9)
Слайд 38Технологическая карта урока позволит педагогу:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
системно формировать у учащихся
УУД;
проектировать свою деятельность посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовывать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы
контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов;
осуществлять необходимую методическую помощь.
Слайд 39Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять,
обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг
К. Д. Ушинский