Слайд 1Социальное сиротство как одна из проблем современного общества
Слайд 2Социальные сироты – это дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены
в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения
Слайд 3Сегодня практическую актуальность приобретает проблема адаптации и социализации детей, оставшихся без
попечения родителей.
Острота этой проблемы обусловлена и увеличением числа детей данной категории, и неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.
Слайд 4Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть разбиты на две большие
группы.
1) дети, проживающие в родной семье, однако их родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Достаточных оснований для изъятия этих детей из семьи нет, но для защиты их прав и интересов необходим контроль.
2) дети, проживающие вне родной семьи. В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, оставшиеся без родительского попечения и помещенные в семью. Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях, в детских домах и тюрьмах. Именно их чаще всего называют социальными сиротами. К социальным сиротам не следует относить усыновленных детей или детей, находящихся под опекой, если опекун в полной мере выполняет свои обязанности.
Слайд 5Причины социального сиротства
Природные катаклизмы (катастрофы, голод и др.);
Социальные катаклизмы (войны, революции);
Добровольный
отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме;
Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав.
Слайд 6Условия, провоцирующие социальное сиротство:
1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной
платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;
2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);
Слайд 7
3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей,
снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;
4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;
5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;
Слайд 8
6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по
месту жительства;
7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;
8) рост влияния СМИ, массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие - разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;
9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.
Слайд 9Формы проявления кризиса семьи
• нарушение структуры и функций семьи;
• рост
числа разводов и количества неполных семей;
• рост количества нерегистрируемых браков;
• асоциальный образ жизни ряда семей;
• падение жизненного уровня;
• ухудшение условий содержания детей;
• нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях;
• распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Слайд 10Проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей
Положение детей в обществе отражает
моральное и нравственное здоровье общества.
Слайд 11Причины педагогической запущенности:
1. Недостаточность семейного воспитания;
2. Тяжелые бытовые условия;
3. Отрицательное влияние
улицы;
4. Безнадзорность;
5. Плохая организация учебно-воспитательного
процесса;
6.Отсутствие единых требований к ребенку
со стороны взрослых.
Слайд 12
При педагогической запущенности происходит задержка не только умственного развития и познавательных
интересов, но и задержка формирования чувства долга и ответственности.
Слайд 13Причины социальной запущенности детей:
1. Жестокое обращение с детьми в семье;
2. Насилие:
физическое;
психическое;
сексуальное.
Слайд 14Проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей
Основными проблемами детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, являются их крайне тяжелое психосоциальное положение, вызванное как врожденными свойствами нервной системы, так и особенностями личности, осложненным неврологическим статусом, негативным жизненным опытом, педагогической и социальной запущенностью.
Слайд 15Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Усыновление (удочерение) – это
государственный акт, в связи с которым между усыновителем и усыновленным и всеми их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между биологическими родителями и детьми и другими родственниками.
Опека и попечительство – наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их естественных прав и интересов. Чаще всего опекунами и попечителями становятся родственники осиротевших детей. Опекун должен воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, получении им образования.
Слайд 16
Помещение ребенка в приемную семью является относительно новой формой устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, для современной России. Ее суть заключается в составлении договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (приемной семьей) о передаче ребенка (детей) на воспитание на срок, установленный договором.
Передача детей в детские дома семейного типа, т. е. в особую форму семьи, где подбирается разновозрастный детский коллектив.
Одной из перспективных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются замещающие семьи, или семьи патронатных воспитателей.
Слайд 17Последствия воспитания детей в государственных учреждениях
Вне семьи у ребенка формируются специфические
черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие.
Слайд 18
А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в
детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают:
1. Частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка.
2. Педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье.
3. Групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, что влечет за собой недифференцированность и неосознанность ребенком своего Я.
4. Жесткую регламентацию всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности.
Слайд 19Профилактика социального сиротства
Профилактика – это научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия,
направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов
Слайд 20Уровни профилактической деятельности в отношении социального сиротства (Р.Н. Войтлев, О.Н. Чалова):
-
общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере;
- специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;
- индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности.
Слайд 21Л.С. Стракулина выделяет следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика
- комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
Слайд 22
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных
на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.
Слайд 23
Под третичной профилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих
целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
Слайд 24
профилактика социального сиротства ‑ это реальная необходимость, важна общая организация профилактической
работы на определенной территории применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей;
Слайд 25
профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением
и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности;
Слайд 26
работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному
родительству необходимо начать с формирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.
Слайд 27Пути преодоления социального сиротства
Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе, в
том числе повышение уровня жизни населения (необходимо увеличить официальную заработную плату и пересмотреть политику регулирования рынка труда, как утверждают экономисты).
Возрождение духовной культуры нации, реабилитация института семьи.
Создание системы экономической, законодательной, социальной поддержки семьи, материнства и детства (нуждаются в поддержке разные типы семей – молодые, многодетные семьи, семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, общество должно предложить широкий спектр услуг самым разным типам семей).
Слайд 28
Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви
и уважении к ребенку; возвращение «воспитания» в учебные заведения, а также усиление ответственности родителей за воспитание детей.
Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.
Совершенствование системы устройства детей-сирот, а также развитие системы семейных детских домов.
Слайд 29Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р
«О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р
«Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.03.2011 № 367-р
«Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Слайд 30Нормативно-правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Закон Ханты-Мансийского автономного округа –
Югры от 22.12.2008 № 148-оз
«Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.07.2010 № 129
«О Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.06.2009 № 143-п
«О Координационном совете по реализации политики в интересах семьи и детей»;
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.09.2009 № 232-п
«О Порядке организации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены»;
Слайд 31
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2010 № 247-п
«О целевой
программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2011 - 2013 годы»;
Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.11.2008 № 491-рп
«О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года»;
Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.03.2009 № 116-рп
«О реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года»;
Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.05.2009 № 201-рп
«Об утверждении комплекса мер по совершенствованию системы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2009 - 2011 годы».