Слайд 1СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа «Радуга»
Пальчикова Е.Г., методист
кафедры дошкольного образования СПбАППО
2011
Слайд 2Система мониторинга
Обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результант,
позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Полученные результаты помогают осознанно планировать образовательную работу с детьми и отслеживать динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
Слайд 3Объект мониторинга
Физические
Интеллектуальные
Личностные качества ребенка
Слайд 4Содержание и набор методик
Определяется видовой принадлежностью ДОУ
Наличием (или отсутствием) в штате
ДОУ определенных специалистов
Слайд 5Медицинские работники
Проводят мониторинг здоровья
Педагоги получают от медиков следующую информацию: физкультурную группу,
различные ограничения (по физической нагрузке, посещению некоторых занятий, закаливанию, питанию)
Слайд 6Воспитатели по физической культуре
Дважды в год (сентябрь и май) проводят мониторинг
физической подготовленности
Участие в обследовании принимает старший воспитатель, медицинская сестра, воспитатели ДОУ
Слайд 7Педагоги
Мониторинг в виде педагогических наблюдений два раза в год (начало и
конец года)
Длительность две недели
Направления развития ребенка: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное
Слайд 8Психолог
Мониторинг общего психического развития детей требует участия в обследованиях специально подготовленных
специалистов, владеющих методиками проведения и интерпретации результатов психологических методик.
Наиболее важными для диагностики развития маленьких детей признаются моторная и познавательные сферы, речь и социальное поведение (А. Анастази, 1982, Й. Шванцара, 1978 и др.) (см. приложение).
Слайд 9Логопед
проводит диагностические методики в рамках коррекционных программ, используемых специалистом.
Слайд 10Старший воспитатель
Анализирует и обобщает данные мониторинга
На основании полученных данных проводится коллективное
обсуждение каждой группы с педагогами и специалистами, работающими с детьми конкретной группы, согласовываются действия воспитателей и специалистов, осуществляется (при необходимости) корректировка воспитательно-образовательной работы с детьми.
Данные итогового мониторинга являются результатом освоения программы.
Слайд 11Психологическая диагностика развития ребенка
Существуют специальные шкалы, устанавливающие социальную зрелость детей, способность
их к самостоятельному удовлетворению простейших потребностей, умению адаптироваться к разнообразным условиям окружающей среды.
Достаточно известной является шкала Вайнленд, предназначенная для изучения способностей ребенка обслуживать себя и брать на себя ответственность. Она содержит 117 пунктов, сгруппированных по разным возрастным уровням, и включает восемь областей поведения: общее самообслуживание, самообслуживание во время еды, при одевании, саморегуляцию, навыки общения, предпочитаемые занятия, особенности моторики, социалиализацию.
Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стенфорд — Бине, тест Векслера и тест Равенна. Для этих же целей могут использоваться и методики Пиаже.
Слайд 12Психологическая диагностика развития ребенка
В отечественной педагогике и психологии разработано несколько
диагностических пакетов, позволяющих оценить готовность ребенка к школе.
Важнейшими показателями являются уровень сформированности произвольности внимания, памяти; навыки сотрудничества (кооперации), качество речи, коммуникативные и социальные навыки, общий уровень культуры и сформированность представлений о конвенциональных нормах; качество социализации, представление о нормах коммуникации и справедливости, уровень моральных суждений и оценок, готовность к моральному выбору
Слайд 13Психологическая диагностика развития ребенка
Для мониторинга достижений по программе нам представляется целесообразным
использовать в работе следующие методики:
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)
Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (Рефлексивная оценка — каузальная атрибуция неуспеха)
Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)
Слайд 14Психологическая диагностика развития ребенка
«В остальных образовательных областях используются традиционно сложившиеся и
оправдавшие себя в практике методики, описанные авторами в методических рекоменда- циях к программе.
В частности, вы найдете такие программы обследования детей в ключевых областях формирования элементарных математических представлений, основ логического мышления ребенка, подготовки к обучению грамоте1.»
Слайд 15Психологическая диагностика развития ребенка
В работе по организации мониторинга педагогам и старшим
воспитателям помогут следующие книги:
Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного
возраста / Р. И. Бардина, А. И. Булычева, О. М. Дьяченко и др. — М.,
1996.
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под
ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. — М., 2000.
3 а б р а м н а я С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная,
О. В. Боровик. — М., 2004.
Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития де
тей / Т. Д. Марцинковская. — М., 1997.
Вильсон Г. Узнай интеллектуальные возможности своего ребен
ка / Г. Вильсон, Д. Гриллз. — М., 1998.
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе/
Н. И. Гуткина. — М., 1996.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития
детей / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. — М., 1981.