Слайд 1Рембрандт Харменс ван Рейн
1606—1669
Слайд 2 Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606
года (по некоторым данным, в 1607 году) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию. В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбурху, католику по вере. В 1623 году в Амстердаме Рембрандт занимался у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность.
Слайд 3 Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является
его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Ослепление Самсона». Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который был тогда лучшим художником всей Европы, иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, иногда дело было ровно наоборот. В 1629 году художника заметил секретарь принца Оранского, Константин Гюйгенс — известный в то время поэт и меценат. В одном из писем того времени Гюйгенс превозносит Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников. Гюйгенс помог Рембрандту связаться с богатыми клиентами и заказал у него несколько религиозных полотен для принца Оранского.
Слайд 4 По своему миросозерцанию, Рембрандт, прежде всего, глубокий реалист: реализмом
проникнуты все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для них сюжеты. Даже в таких изображениях, как мифологические, Рембрандт не отрешается от действительности, представляет себе греческих богов в виде современных ему голландцев. Ещё более того: в некоторых картинах подобного рода, он старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм, и умышленно вдается в некоторую карикатурность. В своих первых, по времени, работах Рембрандт старался изображать природу в том виде, как она ему представлялась, без погони за световыми эффектами, хотя уже и в эту пору в его творениях проскальзывают намеки на будущую рембрандтовскую светотень. Его творческая мысль проникала во все сферы человеческого бытия; портреты, сцены из современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и исторические сюжеты - все это занимало художника.
Слайд 5 Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни
Рембрандта. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец — бургомистр Леувардена. Заказы сыплются к нему один за другим; не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк. В 1641 году у них родился сын Титус и ещё трое детей умерли в младенчестве. 14 июля 1642 года умерла Саския, оставив Рембрандта с девятимесячным сыном Титусом.
Слайд 6
В 1653 году, испытывая материальные трудности,
художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус. Именно его изображения наиболее многочисленны. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Его самого не стало годом позже.
Слайд 7
Рембрандт любил писать старческие лица.
Мудрость опыта , спокойное отношение к приближающейся смерти особенно интересовали художника.
В «Портрете старушки» запечатлена старая женщина на едине со своими чувствами и мыслями . Скупо изображен ее скромный наряд – ничто не должно отвлекать зрителей от изображения ее лица. Именно лицо становится духовным средоточием картины . Боковой свет смягчает глубокие морщины и подчеркивает дряблость старческих щек.
Слайд 9 Известно , что Рембрандт много
работал в технике офорта . Он покрывал металлическую доску слоем лака и тонкой иглой наносил на него рисунок . После этого погружал пластину в кислоту , протравливающую металл в процарапанных местах . В офортах Рембрандта можно увидеть новые грани его таланта : тонкую детализацию ,свободный и непринужденный штрих , максимальную живописность ,четкость линий и объектов , удивительные градации черного и белого цветов. Каждый из офортов отличают высокая техника , особое чувство реального пространства.
Слайд 11 Воскрешение Лазаря. Жертвоприношение Авраама.
Слайд 13Портрет Саскии в образе Флоры.
Портрет Яна Сикса.
Слайд 15 Еврейская невеста.
Портрет Николаса Ван Бамбека.
Слайд 17 Фредерик Рихел на коне.
Автопортрет с Саскией на коленях.
Слайд 18 Купающаяся женщина. Хендрикье
Стоффельс у окна.
Аристотель с бюстом Гомера.
Слайд 20 Мужчина в золотом шлеме.
Самоубийство Лукреции.