Слайд 1Реализация вариативных образовательных услуг в соответствии с запросами родителей
Кильдышева Ирина Африковна
старший преподаватель кафедры ДиНО
Слайд 2Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям.
Т.Харрис
Слайд 3Воспитание родителей – это международный термин, под которым понимается помощь родителям
в выполнении ими функций воспитателя собственных детей.
Усвоение таких знаний и навыков по уходу за детьми:
Общение
Деятельность, опирающаяся на убеждение
Слайд 4В воспитании родителей выделяется аспекты:
1) определение целей и значения воспитания
родителей;
2) разработка содержания работы по воспитанию родителей;
3) определение форм и видов связей детского сада и семьи;
4) этапы взаимодействия детского сада и семьи применительно к решению отдельных проблем семейного воспитания ребёнка.
Слайд 5Целью воспитания родителей - формирование «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или
коррекция педагогической позиции, позволяющая понимать своего ребёнка, правильно организовывать общение с ним и совместную деятельность.
Слайд 6Педагогическая компетентность – это способность понять потребности детей и создать возможности
удовлетворять их, сделать ребёнка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребёнка.
Педагогическая рефлексия – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации
Слайд 7 Документы РФ отражающие права и обязанности родителей в воспитании своих детей
Законодательство РФ;
Семейный кодекс РФ от 24.04.2008 г.;
№ 49-ФЗ постановление Правительства РФ;
Конвенция о правах ребёнка;
Права ребёнка: Сборник документов и статей. – М., 1992).
Слайд 8Однако современная ситуация характеризуется тем, что родители не в полной мере
выполняют свои обязанности по воспитанию детей.
Задача педагогов ДОУ – помочь родителям в воспитании и развитии детей. Это обозначено документами министерств и ведомств РФ:
Закон РФ «Об образовании», 10.02.2009;
Федеральный закон «Об автономных учреждениях»;
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в РФ» от 12 сентября 2008 г. № 666 постановление Правительства РФ.
Слайд 9
Проведённый анализ показал:
88% родителей признают недостаток педагогических знаний, испытывают трудности
в вопросах развития и обучения детей, нуждаются в специальной помощи по подготовке детей к школе.
27% родителей получают качественную информационно-методическую помощь в ДОУ. Нередко наблюдается неоправданная самодостаточность ДОУ в решении воспитательно-образовательных задач, нежелание, а чаще всего неумение устанавливать контакты и взаимодействие с родителями.
Слайд 10Семья – это люди, которые всегда рядом, когда тебе это необходимо
Проблемы
детей начинаются дома и могут быть решены там же.
Слайд 11 В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье
растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Слайд 12 Здоровая семья - залог светлого и счастливого будущего для детей,
взрослых, общества и человечества в целом !!!
Слайд 14
Благополучная семья. Материальная обеспеченность. Полносоставность (отец и мать). Благоприятный нравственный
и эмоциональный климат. Высокая педагогическая культура родителей.
Воспитательная позиция семьи
Таблица
Слайд 16Нравственно-неблагополучная семья.
Семья внешне благополучная: материально обеспечена, эмоциональный климат положительный, родители обладают
минимумом педагогической культуры, занимаются воспитанием ребёнка. Суть во внутреннем неблагополучии: это семья с неверной нравственной ориентацией:
1. Потребительская ориентация: культ вещей, очень узкий круг духовных, культурных интересов.
2. Эгоистическая направленность: установка на индивидуализм, на использование других в своих интересах, пренебрежение к коллективу.
3. Пассивная социальная позиция, сосредоточенность на внутрисемейных проблемах, безынициативность.
Слайд 17Педагогически-некомпетентная семья.
Наиболее типичные ошибки:
1. Авторитарность: стремление подчинить себе ребёнка, неприятие в нём
личности, навязывание готовых мнений и решений, непререкаемость родительской позиции, основная мера воспитания – физическое наказание.
2. Попустительство, безнадзорность, бесконтрольность.
3. Гиперопека: защита ребёнка во всех ситуациях, ограждение от трудностей, удовлетворение всех нужд и потребностей ребенка.
4. Непоследовательность и противоречивость: повышенная требовательность и бесконтрольность, родительская беспомощность, несогласованность требований взрослых в семье, сочетание крайностей воспитания (наказания, избиения).
Слайд 185. Гиперсоциальность: повышенная принципиальность, правильность, излишние запреты, нетерпимость к слабостям и
недостаткам.
6. Недостаточная отзывчивость: не учитываются возможности ребёнка и его потребности. Стремление навязать ребёнку непосильные цели, дела, режим, например, занятия музыкой, требование отличных оценок. Преобладание отрицательных реакций на поведение (замечания, ругань укоры и т.д.) Положительные реакции (похвала, ласка, поддержка, одобрение) сведены к минимуму.
7. Инверсия родительских ролей: одностороннее женское влияние, самоустранение отца от воспитания.
Слайд 211. Диагностика (изучение семьи и условий семейного воспитания). Цель: составление паспорта
семьи.
2. Дифференциация семей на типы (благополучные, неблагополучные, семьи «Группы риска»).
3. План деятельности с семьями.
4. Пропаганда психолого-педагогических знаний.
5. Коррекция семейного воспитания через взаимодействие с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям.
Профилактика девиантного поведения.
Обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей.
Слайд 221. Состав семьи, структура (полная, неполная, многодетная, разведены ).
2. Жилищно-бытовые условия.
3.
Материальная обеспеченность.
4. Воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).
5. Характер взаимоотношений в семье:
между взрослыми членами (гармоничные, неустойчивые, конфликтные, аморальные).
между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, доверчивость, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, бесконтрольность, независимость).
позиция ребёнка в семье (педагогически оправданная, «кумир семьи», объект постоянных ссор взрослых, предоставлен самому себе, запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями).
Слайд 24Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй
Индивидуальные
Коллективные
Слайд 25Привлечение бабушек и дедушек в воспитательно-образовательный процесс ДОУ
Привлечение родителей
Слайд 26Методы
Активные
Интерактивные
Активность – способность действовать (словарь С,И,Ожегова)
Интерактивность –
способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер) или с кем либо (с человеком)
Слайд 27Интерактивные методы
Метод свободного выбора (беседа, выбор действия или способа общения,
свобода творчества
Метод активной позиции (родители в роли знатоков, обсуждение в группах, участие в семинарах, дискуссиях)
Методы направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)
Слайд 29
Один раз в месяц
Два-три раза в месяц
Один раз в неделю
Каждый день
Пирамида
семейного счастья
Слайд 30Один раз в месяц:
1. Совершайте всей семьёй походы в лес, в
театр, в музей, в цирк.
2. Поддерживайте семейные традиции: посещайте бабушек и дедушек, семьи родственников и друзей.
3. Фотографируйтесь всей семьёй, заполняйте альбом фотографиями.
Слайд 31Два – три раза в месяц:
1. Учите детей домоводству, развивайте хозяйственные
навыки.
2. Ведите задушевные беседы о добре, чести, правде, свободе, любви, красоте.
3. Искренне интересуйтесь жизнью своего ребёнка в детском саду, его интересами и увлечениями.
Слайд 32Один раз в неделю.
1. Проверяйте выполнение ребёнком его обязанностей по дому.
2.
Вместе читайте и обсуждайте книги.
3. Устраивайте вечера совместных игр и развлечений.
Слайд 33Каждый день:
1. Говорите ребёнку: «Я тебя люблю».
2. Воспитывайте вежливость и ответственность.
3. Больше
общайтесь с ребёнком в неформальном стиле.
Слайд 34Около 80% наших высказываний, обращенных к сыну или дочери, - это
указания и запреты
Коммуникативная комфортность
P.S. Дисциплинарные меры обычно не делают детей дисциплинированными
Слайд 35Как сделать общение с ребёнком качественным
Смотрите на ребёнка, когда он говорит
Слушая
ребёнка, не занимайтесь больше ничем
Будьте внимательны к чувствам ребёнка
Наблюдайте за жестами
Не перебивайте
Задавайте вопросы
Выразите понимание
Учитесь искусству компромиссов
Попробуйте метод договоров
Слайд 36Как сделать общение с ребёнком качественным
Учитесь искусству компромиссов
Попробуйте метод договоров
Слайд 37За день до рожденья Ребенок спросил у бога:
Слайд 38„Я не знаю, что я должен делать в этом Мире.“
подарю тебе Ангела..
Который всегда будет рядом с тобой.“
Слайд 41„Он будет охранять тебя от всех бед“
„А как зовут моего ангела?“
Слайд 42„Неважно как его зовут...“
„…ты будешь называть