Реализация ФГОС начального образования в условиях инклюзивной практики презентация

Содержание

Условия включения детей с ОВЗ в образовательное учреждение специальная работа по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ; разработанная программа коррекционной работы с учетом контингента детей

Слайд 1Реализация ФГОС начального образования в условиях инклюзивной практики
Сабельникова Светлана Игоревна,
заместитель

директора ОМЦ ЦАО


Слайд 2Условия включения детей с ОВЗ в образовательное учреждение
специальная работа по подготовке

педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ;
разработанная программа коррекционной работы с учетом контингента детей с ОВЗ, обучающихся в школе;
наличие систематического комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса;
специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду.


Слайд 3Дети с ОВЗ
1) «имеющих различные отклонения психического или физического плана, которые

обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь» [учебное пособие].
2) «…чье состояние здоровья препятствует «освоению программ вне специальных условий обучения и воспитания» [концепция специального образования]
3) «инвалидов или других детей в возрасте до 18 лет, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии» [примерная образовательная программа]

Слайд 4Общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями

развития

1) время начала образования;
2) содержание образования (потребность во введении специальных разделов обучения );
3) создание специальных методов и средств обучения (потребность в использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучение);
4) в особой организации обучения (потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды);


Слайд 55) в определении границ образовательного пространства (потребность в максимальном расширении образовательного

пространства )
6) в продолжительности образования (потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста);
7) в определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии (потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов).


Слайд 6Основные требования к организации образовательного процесса
раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы;
использование специальных

методов, приемов и средств обучения обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ;
индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ОВЗ;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников;
организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.


Слайд 7Условия освоения ООП НОО учащимися
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей

обучающихся;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие видов деятельности и форм общения при определении целей обучения и воспитания; путей их достижения;
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных и иных особенностей;
обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала детей с ОВЗ в процессе освоения ООП НОО;
оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся;
«возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения».


Слайд 8Коррекционная работа
«Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»



Слайд 9Программа коррекционной работы в школе
«должна содержать:
-перечень, содержание и план реализации индивидуально

ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования;
- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;


Слайд 10Программа коррекционной работы в школе
- описание специальных условий обучения и воспитания

детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
- планируемые результаты коррекционной работы». ???


Слайд 11Образцы
Примерная основная образовательная программа Министерства образования и науки;
«Школа России» и

«Перспектива»;
«Начальная школа XX века»;
«Перспективная начальная школа»;
«Школа 2100»

Слайд 12Анализ образцов программ коррекционной работы. Выводы:
не должны зависеть от выбранных для

использования комплектов учебников. Они должны зависеть от контингента учащихся, контингента педагогов, условий, имеющихся в образовательном учреждении;
не должны осуществляться посредством программного материала предметных курсов, дополнительных образовательных программ (дополнительная нагрузка учащегося);
педагогу важно знать не медицинский диагноз, а ограничения жизнедеятельности для создания условий обучения;
необходимо взаимодействие педагогов со специалистами, так как учителя не имеют соответствующего образования и не обладают компетенциями в осуществлении такой работы в школе.

Слайд 132 модели программы коррекционной работы


Слайд 14Интеграция и инклюзия


Слайд 15Цель реализации программы коррекционной работы:
освоение жизненно значимых компетенций, что может

говорить о компенсации ограничений жизнедеятельности учащихся


или

освоение основной образовательной программы каждой ступени образования

Слайд 16Противоречия


Слайд 17При составлении Программы коррекционной работы следует учесть:
контингент учащихся;
контингент педагогов;
материально-техническая база;
формы образования;
направления

деятельности коррекционной работы.

Слайд 18Контингент учащихся


Слайд 19Специальные профессиональные компетентности
компетентность в оценке особенностей освоения учебной программы учащимися (временных

и качественных характеристик), для своевременного выявления детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и имеющих особые образовательные потребности;
компетентность во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, необходимую как для включения в комплексную психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе в обучении, так и для ее реализации;
компетентность в создании условий, необходимых для максимальной реализации образовательного потенциала детей, имеющих особые образовательные потребности и оценки динамики результатов образовательной и собственно педагогической деятельности;
компетентность в создании условий, охраняющих физическое и психическое здоровье детей и способствующее социализации и личностному росту как детей с ОВЗ, так и их здоровых сверстников.


Слайд 20Материально-техническая база
Организация пространства.
Организация временного режима обучения.
Организация рабочего места ребенка с ОВЗ.
Овладение

техническими средствами обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию.
Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ.
Обеспечение специальными учебниками, рабочими тетрадями и дидактическими материалами, отвечающими особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом стандарта образования.

Слайд 21Направления коррекционной работы:
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
консультативное;
информационно-просветительское;
профилактическое;
координационное.


Слайд 22Технология создания рабочей программы курса


Слайд 23Учебные программы
Примерная (типовая) учебная программа – документ, раскрывающий обязательные компоненты содержания

(инвариантная часть) и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана.



Слайд 24Учебные программы
Авторская программа – документ, созданный на основе государственного стандарта и

Примерной учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса.


Слайд 25Учебные программы
Рабочая программа – документ образовательного учреждения, который:
регламентирует деятельность педагога;
учитывает специфику

учреждения и уровень подготовленности учащихся конкретного класса;
обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Слайд 26Документы, регламентирующие написание и реализацию Рабочей программы учебного курса
Нормативные федеральные документы:


1) Закон РФ «Об образовании» ст.32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007№ 309-ФЗ);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, п.19.5;
3) Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, приказы об изменениях в базисном учебном плане;
4) Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию, утвержденный приказом Минобрнауки РФ;
5) Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана».


Слайд 27Документы, регламентирующие написание и реализацию Рабочей программы учебного курса
Локальные акты образовательного

учреждения:
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
Положение о рабочей программе учебного курса;
Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программы учебного курса.


Слайд 28Что учитывает педагог при составлении учебной программы?
Требования ФГОС;
Концепцию образовательного учреждения,

его целевые ориентиры;
Образовательные потребности семьи и ребенка (ориентир- основная образовательная программа начального общего образования учреждения);



Слайд 29Что учитывает педагог при составлении учебной программы?
Планируемые результаты освоения основной образовательной

программы начального общего образования: обязательный минимум и максимальный объем содержания учебного курса;
Объем часов учебной нагрузки выпускников первой ступени, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов;
Уровень профессиональной компетентности;
Особенности учащихся класса;
Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Слайд 30Алгоритм написания рабочей программы
1. Выбрать программу по учебному курсу и соответствующее

ей учебно-методическое обеспечение.
2. Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей Примерной программы по учебному курсу и целями и задачами образовательного учреждения.
3. Определить уровень подготовки учащихся к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в Примерной программе и с требованиями, прописанными в основной образовательной программе учреждения. Определить возможности детей с ОВЗ в изучении данного курса.
4. Прописать цели-ориентиры освоения учебного курса учащимися: «ученик научится», «ученик получит возможность».

Слайд 31Алгоритм написания рабочей программы
5. Прописать цели-ориентиры формирования универсальных учебных действий. Для

детей с ОВЗ предусмотреть цели-ориентиры социальной адаптации
6. Прописать краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу (инвариантное содержание программы).
7. Определить разделы и темы из Авторских программ курсов и дополнить ими рабочую программу (вариативная часть программы).
8. Определить последовательность изучения тем и количество часов, составить календарно-тематическое планирование.
9. Составить перечень дидактического, справочного материала.

Слайд 32Алгоритм написания рабочей программы
10. Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых

для реализации Рабочей программы.
11. Определить средства контроля освоения учащимися Рабочей программы.
12. Представить Рабочую программу внешним экспертам и/ или методическому объединению учителей-предметников образовательного учреждения.
13. Представить Рабочую программу на утверждение руководителю образовательного учреждения.
14. Использовать Рабочую программу после приказа об ее утверждении руководителем образовательного учреждения.
15. Разместить Рабочую программу на сайте образовательного учреждения и/или на персональном сайте педагога.

Слайд 33Структура рабочей программы. Титульный лист.


Слайд 34Структура рабочей программы. Пояснительная записка.


Слайд 35Структура рабочей программы. Требования к результатам освоения учебного курса учащимися.


Слайд 36Структура рабочей программы. Календарно-тематический план.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика