Слайд 1Развитие познавательных стратегий учащихся
на уроке
Учебная презентация для учителей
Подготовлена Александровой Л.А.
и
Полетаевой Г.Л.
в рамках конкурса «Интернет +»
Слайд 2Единственный путь ведущий к знаниям, -это деятельность»
Каким образом ученик достигает успеха
в различных видах деятельности?
Благодаря каким внутренним способам мышления некоторые ученики проявляют признаки одаренности (и наоборот)?
Каким образом учащиеся строят свою деятельность?
Как сделать анализ того, как дети совершают ошибки ?
Слайд 3Дети бывают разные…
Каналы восприятия учебного материала детьми
Визуалы (воспринимают глазами)
Аудиалы (ушами)
Кинестетики (руками)
Слайд 4Модель Т.О.Т.Е.(тест-операция-тест-выход) для разработки и организации работы со стратегиями
Вопросы для выявления
познавательной стратегии по модели Т.О.Т.Е.
Как ты решаешь, что будешь делать Х? Вспомни опыт Х до его начала и реши, что послужило причиной его возникновения? Что мотивирует? Какие критерии важны для получения результата? (Выявление первого теста — Т1).
Из скольких шагов состоит процесс Х? Какие шаги наиболее важны? Что ты делаешь во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.? Какова последовательность действий? (Выявление операций — О).
Как ты понимаешь, что движешься в правильном направлении? Как ты понимаешь, что это правильно? Как ты понимаешь, что у тебя получается? Что ты делаешь, если что-либо не получается? (Выявление теста процесса — Т2).
Какой шаг служит завершением процесса? Как ты понимаешь, что ты достиг цели? Какой последний шаг ты сделал? (Выявление точки выхода из процесса — Е)
Слайд 5способ работы педагога по выявлению и развитию индивидуальных познавательных стратегий
1.Подготовка
вопросника.
2.Погружение ученика в опыт и наблюдение за его действиями.
3.Интервьюирование по памяти после реализации стратегии.
4.Интервьюирование в опыте с целью проверки осознанных элементов стратегии и осознания дополнительных элементов.
5.Повторение в реальной практике частей стратегии и фрагментарное интервьюирование с целью уточнения и прояснения сомнений (если это возможно).
6.Реализация новой подобной задачи строго по шагам выявленной стратегии
Слайд 6способ работы педагога по выявлению и развитию индивидуальных познавательных стратегий
7.Попытка реализовать
задачу еще раз без элементов стратегии или с ее изменениями.
8.Обобщение полученной стратегии.
9.Графическая (схематичная) запись полученной стратегии.
10. Сравнение между собой стратегий достижения одной и той же задачи у разных людей.
11. Сравнение успешных и неуспешных стратегий.
12. Итоговое обобщение и вывод об универсальности стратегии и возможности ее практического использования в процессе обучения.
Слайд 7Универсальные познавательные стратегии
стратегия смыслового чтения текста;
стратегия построения устного ответа;
стратегия выполнения упражнения;
стратегия
решения задачи;
стратегия конспектирования и реферирования;
стратегия выполнения творческой работы;
стратегия построения исследовательской работы и т.д.
Слайд 8Примеры стратегии учеников
Представил свой самый лучший ответ по истории и подумал,
могу ли я подготовиться так же хорошо с первого прочтения?
Прочитал заглавие — возникли различные ассоциации. Примерно представил, о чем текст. Несколько раз повторил название текста.
Начал читать каждую строчку.
Каждый абзац пересказывал ключевую мысль.
Пропускал картинки.
Если терял мысль, то снова перечитывал, пытаясь представить содержание в виде реального события.
Когда кончился текст, спросил себя, о чем он.
Пересказал все ключевые слова в другом порядке, как бы раскрывая названия параграфа.
Слайд 9Примеры стратегии учеников
Спросил себя, а зачем мне читать текст? Почувствовал отвращение,
но решил, что буду читать, так как подумал, что вдруг будет потом что-то интересное.
Посмотрел картинки на первой, затем на второй странице и прочитал надписи под ними.
Поразмыслил о том, зачем они здесь.
Прочитал название текста и связал его со смыслом картинок.
Спросил себя, а что я по этому поводу знаю.
Вспомнил книги, которые читал, и кинофильм.
Начал читать каждую строчку.
Подчеркивал в тексте ключевые слова и фразы.
Представлял ключевой образ каждой отдельной идеи.
Когда кончился текст, проверил, могу ли я ответить на вопросы.
Вернулся к одному фрагменту текста.
Кратко записал тезисы, пытаясь вспомнить последовательность изложения содержания в параграфе.
Слайд 10Что такое стратегия познания?
внутренние механизмы познавательных процессов, которые связаны с определенным
видом деятельности и состоят из внутренней установки критерия достижения результата, операций по его достижению, теста процесса (сличения текущих результатов и заданного критерия), фиксации результата деятельности.