Слайд 1
Разработка и апробация новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной
группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней
Московский городской педагогический университет
Москва, 2014
Слайд 2Модернизация педагогического образования
Изменения и улучшения в технологии, организации и содержании учебного
процесса;
Совершенствование организации, управления и оценки деятельности образовательных систем различного уровня.
Достижение значимых результатов обеспечивается комплексом научных исследований, в которых анализируются имеющиеся и предлагаются (проектируются) новые обоснованные решения.
Слайд 3Образовательные модули исследовательской магистратуры
Состав и содержание модулей обеспечивают единство предмета, метода
и технологии обучения (учим, анализируем, проектируем, взаимодействуем).
Модули: общенаучный (базовый и вариативный), профессиональный (базовый и вариативный), Практика, НИР могут применяться отдельно, блочно, а также целиком (в одной магистерской программе).
Образовательные программы модулей предполагают, что современные педагогические процессы осуществляются не только в системе (школьной и вузовской) педагогики, но и в социальной, культурной и бизнес сферах.
«Общенаучный» и «Профессиональный» модули решают задачи подготовки обучающихся к научному анализу и проектированию, разрабатываемому в модуле «НИР» и реализуемому в модуле «Практика».
Слайд 4
Группы формируемых
исследовательских компетенций
Педагогические
Аналитические
Проектные
Коммуникативные
Слайд 5
Педагогические
Диагностирует потребности и задачи обучения;
Разрабатывает концепции и программы предметного и
интенсивного обучения;
Применяет информационные технологии в образовательном процессе;
Организует групповое обучение (работу с группой);
Оценивает результативность и эффективность обучения.
Слайд 6
Аналитические
Формулирует проблему и гипотезы исследования;
Разрабатывает план исследования;
Работает с информацией,
в т.ч. с применением ИКТ (осуществляет поиск валидных источников, собирает и анализирует данные);
Применяет количественные и качественные инструменты анализа;
Обрабатывает результаты исследований (готовит аналитические отчеты, обзоры, рефераты).
Слайд 7
Проектные
Инициирует проекты;
Планирует учебную деятельность и деятельности организации;
Обеспечивает выполнение проектов
и контролирует качество процессов и результатов проекта;
Формирует проектные команды;
Диагностирует мотивацию и стимулирует трудовую деятельность.
Слайд 8
Коммуникативные
Осуществляет вертикальное (руководство, подчиненные) и горизонтальное (коллеги, партнеры, учащиеся) взаимодействие;
Осуществляет
межличностные и групповые коммуникации (проводит совещания, презентации, дискуссии);
Осуществляет индивидуальное и групповое консультирование.
Слайд 9Принципы формирования циклов дисциплин общенаучного и профессионального модулей
Общенаучный цикл - изучение
методологии и технологии исследовательской деятельности, отвечает на вопросы: «Как исследовать (анализировать проектировать)?». Результат: студент определяет для себя будущую траекторию (аналитическую или проектную) исследовательской деятельности (магистерской диссертации).
Профессиональный цикл изучение объектов и предметов исследования в сфере образования, отвечает на вопрос: «Что исследовать (анализировать, проектировать)?». Результат : студент выбирает предметную область исследования (магистерской диссертации): а) технологии и организация учебного процесса (педагогика); б) организация и управление образовательными системами различного уровня (образовательный менеджмент).
Модули НИР и Практика: самостоятельное исследование и проектирование в сфере организации и управления образовательными системами различного уровня, исследование в сфере технологии и организация учебного процесса (Action Research).
Слайд 10Содержание общенаучного цикла
Базовая часть – 3 дисциплины:
Методология научного исследования гуманитарной
сфере
Методы и инструменты управления проектами в образовании;
Особенности современных междисциплинарных педагогических исследований
Вариативная часть – 6 дисциплин):
траектория: «исследователь-аналитик»:
Количественный и качественный анализ в гуманитарной сфере;
Аналитико-синтетическая обработка профессиональной информации;
Дизайн гуманитарного исследования.
траектория: «исследователь-проектировщик»:
Проектный анализ;
Технологии инициирования и планирования проектов;
Оценка результативности и качества проектной деятельности.
Слайд 11Содержание профессионального цикла
Базовая часть – 3 дисциплины:
Предмет педагогических исследований;
Образовательная политика
и характеристики современных образовательных систем;
Информационные образовательные технологии.
Вариативная часть – 6 дисциплин):
предметная область: «технологии и организация учебного процесса»:
Разработка образовательных программ;
Проектирование педагогических систем и технологий;
Педагогический эксперимент.
предметная область «организация и управление образовательными системами различного уровня» :
Стратегии развития образовательных организаций;
Экономика образования;
Управление персоналом образовательных организаций.
Слайд 12
Модуль «Практика»
Контекстуализация полученных компетентностей в реально действующей социальной практике
образования;
Соответствие карьерным устремлениям обучающегося;
Синхронизация с образовательными траекториями, которые определяет студент в процессе прохождения общенаучного и профессионального модуля.
Слайд 13Три вида практики
внешняя научно-исследовательская практика,
внутренняя (встроенная) научно-исследовательская практика,
учебно-исследовательская (игровая) практика.
Слайд 14
Внешняя научно-исследовательская практика (аналитическая - в исследовательских коллективах)
Основная цель:
проведения собственного исследования в сфере организации и управления образовательными системами различного уровня, в том числе, для последующего проектирования изменений в контексте работы исследовательского коллектива.
Практика включает:
актуализацию студентами собственных исследовательских интересов;
их соотнесение со своими ресурсами и задачами образовательной программы; выбор базы (площадки) для практики;
утверждение темы и программы исследования;
сбор и обработку эмпирического материала;
подготовку отчета об исследовании;
публичное представление материалов исследования заказчику;
коллективный рефлексивный анализ результатов практики на НИС и/или итоговой конференции.
Слайд 15
Внутренняя (встроенная) научно-исследовательская практика по месту работы обучающегося
Основная цель: рефлексия
и анализ собственной образовательной деятельности с целью улучшения существующей практики обучения.
Практика включает:
рефлексию собственной педагогической практики;
планирование улучшений в ней, основанные на изучении литературы и опыта;
проведение первичного (базового) замера учебных достижений учащихся в экспериментальной и контрольной группах;
действия по улучшению собственной педагогической практики, мониторинг изменений и обсуждение хода и результатов исследования в сообществе коллег.
Слайд 16Учебно-исследовательская (игровая) практика
по месту обучения
Организация многоступенчатой симуляционной игры с обязательным
использованием реальных социальных и организационных контекстов.
Участники игры разрабатывают проект в воображаемой школе, с достаточным количеством реалистичных деталей.
Слайд 17Последовательность действий (структура программы)
Слайд 18Содержание модуля «Научно-исследовательская работа»
Цель - интеграция компетенций студентов;
Результат НИР
- магистерская диссертация: самостоятельно спланированное и проведенное научное исследование, полученные результаты и их интерпретации, выводы;
Модуль «НИР» синхронизируется с образовательными траекториями, которые определяет студент в процессе прохождения общенаучного и профессионального модуля и интегрируется с модулем «Практика».
Слайд 19Последовательность действий (структура НИС)
Слайд 20Три вида НИР
Аналитическая;
Исследование действием (Action Research);
Проектная.
Слайд 21
Аналитическая
Объект – образовательная организация, комплекс, органы управления образованием, научные и
иные организации, работающие в сфере образования региона и/или муниципалитета;
Цель – получение нового знания о реальности в образовании;
Методика работы – вторичный анализ данных организации или сбор собственных данных.
Слайд 22
Исследование действием (Action Research)
Объект – учреждение, где работает обучающийся.
Цель – получение нового знания о потенциально-эффективных методах преподавания или воспитания.
Методика – сопоставление базового среза и среза по результатам экспериментальной работы.
Метод впервые был определен Куртом Левином в 1946 году и широко используется в исследованиях образования. Kurt Lewin (1946), “Action Research and Minority Problems”
Слайд 23Проектная
Объект – образовательная организация, комплекс, органы управления образованием, научные и иные
организации, работающие в сфере образования региона и/или муниципалитета.
Цель – получение нового знания о потенциально-эффективных способах проектирования.
Методика – сопоставление базового среза и среза по результатам проектирования, дополненные результатами интервью, наблюдений, анализа документов и данных.
Слайд 25Последовательность действий (структура НИС)
Слайд 27Ожидаемые результаты.
Исследователь в сфере
образования :
Формулирует проблему, гипотезы, план исследования
Работает с информацией, в т.ч. с применением ИКТ: поиск валидных источников, сбор данных)
Применяет количественные и качественные инструменты анализа,
Обрабатывает результаты исследований (написание аналитических отчетов, обзоров, рефератов)
Инициирует проекты
Планирует учебную деятельность и деятельность организации (разработка и защита плана проекта)
Обеспечивает выполнение проектов, контролирует качество процессов и результатов (управление и участие в реализации проекта)
Результативно взаимодействует на различных уровнях