Психологические основы оценочной деятельности учителя на уроке презентация

Слайд 1*
Психологические основы оценочной деятельности учителя на уроке
О.В. СУМАРОКОВА,
Директор БОУ СПО ВО


«Вологодский педагогический колледж»,
канд. психол. наук, доцент

Слайд 2*
Процесс демократизации оценочной системы обучения в дореволюционный период и в первые

годы после революции

Социально-психологический анализ основных позиций педагогов в отношении традиционной школьной оценки

Динамика формирования позиций учащихся по отношению к школьной оценке в условиях традиционного и развивающего обучения

Перечень вопросов по психологии школьной оценки


Слайд 3*
От физического наказания к бальной оценке (1837 год).

От бальной оценки к

безотметочной системе оценивания (с 1915 по 1944 г.г.).

Возвращение к бальной оценке ( с 1944 года).

Альтернативные подходы к организации оценивания (Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.Ф. Шаталов и др.)

Процесс демократизации оценочной системы обучения в дореволюционный период и в первые годы после революции


Слайд 4*
Ориентирующая, стимулирующая, воспитывающая (Б.Г. Ананьев)
Контролирующая (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Якунин)
Образовательная

(Н.В. Щукина)
Информационная (С.П. Безносов)
Направляющая (А.Г. Доманов)
Мотивационная (К.В. Сапегин)
Поучительная (Т. Новацкий)



Функции школьной оценки


Слайд 5*
Сужение понятия «оценка» до уровня «отметки»
Отметка и словесное поощрение одни из

наиболее востребованных видов вознаграждения
Отметка должна включать в себя оценку личностных качеств ученика
В более чем 50% случаев отметка ассоциируется с определенными личностными качествами учеников
Подтвердился факт снижения уровня требований к ЗУНам примерно на один балл
Учителя, работающие по развивающим системам обучения имеют более глубокое понимание функций школьной оценки

Результаты исследования позиций учителей по отношений к школьной оценке


Слайд 6*
Власть вознаграждения
Власть наказания
Нормативная власть
Власть эталона
Информационная власть
Виды мотива власти (Н.А. Аминов, 1990)


Слайд 7*
Сужение понятия «оценка» до уровня «отметки»

Признание важности отметки в учебной деятельности,

как показатель из ЗУНов, фактор определяющий их будущее

Уровень требований занижен на 1-2 балла

Отметка – источник сильных отрицательных эмоций, особенно в начальной школе

Динамика формирования позиций обучающихся по отношению к школьной оценке


Слайд 8*
Отсутствие тесной взаимосвязи различных видов работы на уроке и дома и

четвертными отметками, за исключением контрольной работы. Рейтинг самообразования – низкий

Рейтинг вознаграждения деятельностью – самый низкий, самый высокий – отметка, подарок, деньги

Динамика формирования позиций обучающихся по отношению к школьной оценке


Слайд 9*
Сужение понятия «оценка» до уровня «отметки»
Признание важности отметки в учебной деятельности,

как показатель из ЗУНов, фактор определяющий их будущее
Уровень требований занижен на 1-2 балла
Отметка – источник сильных отрицательных эмоций, особенно в начальной школе
Отсутствие тесной взаимосвязи различных видов работы на уроке и дома и четвертными отметками, за исключением контрольной работы

Динамика формирования позиций обучающихся по отношению к школьной оценке


Слайд 10*
Ученик отвечает устно у доски домашнее задание. Он волнуется, запинается, на

первый взгляд не уверен в своих знаниях. Ваши действия:
А. Снижу отметку из-за неуверенного ответа.
Б. Ваш вариант (с обоснованием).

Проблемные ситуации, связанные с реализацией оценочной деятельности


Слайд 11*
СИТУАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ - действия учителя ориентированы на ближайшую перспективу, оценка своих

действия не изменяется с течением времени, т.к. учитель не видит связи между своими поступками и их последствиями; ситуации воспринимаются чаще как легко решаемые или непроблемные. Формула: здесь и сейчас+импульсивность в выборе решения+фиксированный опыт.
НАДСИТУАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ – действия ориентированы на дальнюю перспективу, на поиск причин, приводящих к конфликту, решение выносится исходя из анализа ситуации и теоретических знаний и практического опыта; формула: здесь и сейчас+рефлексия+новый опыт.

Уровни решения проблемных ситуаций


Слайд 12*
0 баллов – задам дополнительный вопрос; не оцениваю; завышу или занижу

отметку в зависимости от степени старания ученика; посажу на место и спрошу другого
1 балл – успокою, помогу сформулировать мысль, снижать отметку не буду; выясню причину, задам наводящий вопрос, спрашиваю в течение урока и отметку ставлю в конце
2 балла – подбираю слова, чтобы вселить уверенность в ученика; оцениваю в течение урока, выставив отметку по итогам опроса; после уроков выясняю причину волнения и организую оценивание с учетом индивидуальных особенностей

Проблемные ситуации, связанные с реализацией оценочной деятельности


Слайд 13*
Отсутствие спецкурсов (образовательных модулей) в системе подготовки и повышения квалификации педагогических

кадров
Устаревшая форма школьных дневников
Методическое обеспечение поэтапного формирования УУД – самооценки результатов освоения ООП у обучающихся начальной школы
Сложившиеся стереотипы в отношении школьной оценки у учителей и родителей

Нерешенные проблемы в реализации оценочной деятельности в системе НОО


Слайд 14*


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика