Слайд 1Психо-просветительная мультисемейная работа
Архангельск
Осе Свиланд
клинический специалист,
психиатрическая медицинская сестра
Анвор Лоте
Клинический социальный работник
Семейная поликлиника
Психиатрическое
отделение
Университетская больница в Ставангере
Слайд 2Почему мы должны сотрудничать с семьями
Все исследования
показывают, что лучшие результаты достигаются тогда, когда
семья участвует в лечении
Слайд 33 утверждения
1. Лечение действует лучше всего, когда
пациент знает, как оно должно подействовать, и
как сам пациент может содействовать лечебному процессу
2. Пациент сам знает лучше всех, как он/она могут сотрудничать и содействовать, когда он/она знает, что это за болезнь и в чём заключается лечение
3. Окружающие знают лучше всех, когда пациенту можно помочь, когда они знают, что это за болезнь
Слайд 4Задачи работы с семьёй
Улучшить взаимодействие между пациентом,
его близкими и системой здравоохранения
Уменьшить риск рецидива
у пациента
В процессе реализации задач дать семье:
Знания о заболевании
Поддержку и совет
Помощь в налаживании совместной жизни с пациентом
Помощь в преодолении сложных ситуаций лучшим способом
Помощь в облегчении ноши
Слайд 5Модели
Одна семья
Несколько семей без пациента
Несколько семей с
пациентом
Слайд 6Сеть
Пять семей Одна семья
25 человек 7 человек
Связь между Большая
плотность
участниками группы внутри группы
Эмоциональный,
Нет взаимности,
практический и сомнительный
материальный обмен обмен, перегорание
и взаимность
Слайд 7Что передаётся
Фактические знания
Отношения
Серьёзность
Активность
Уверенность
Доверие
Сообщность
Слайд 8Исторический момент
1950: Внедряется лечение невролептиками. Большой лечебный
оптимизм. Многие пациенты выписываются из больницы, но
многие возвращаются обратно после непродолжительного времени. «Вечные пациенты».
1968: Д. Браун исследует 229 пациентов после их выписки из больницы. Он выявляет два типа семей:
Семьи с высокими EE и семьи с низкими EE
EE= Expressed Emotion(выраженные эмоции)/чувства, которые выражаются в семье
Слайд 9EE – Expressed Emotions (Выраженные эмоции)
Семья с
высокими EE
критика
слишком активное вовлечение
враждебность
Семья с низкими EE
теплота
принятие
Высокие/низкие
EE – это не показатель, что семья хорошая или плохая, но рассказывает нам о восприятии страха и большей нагрузки в семье
Слайд 10 Исторический момент (продолжение)
1972: Опросник Camberwell был
создан специально для измерения EE.
Метод лечения
создан для уменьшения EE в семье
Процент рецидивов после 1 года уменьшился с 60% до 20%
Основные элементы в данном методе:
Обучение– Коммуникация- Решение проблемных ситуаций
Слайд 11Исследование
Ian Faloon 1982
Julian Leff 1985
Hogarty и др.1986
McFarlane
1990
Все выявили, что психо-просветительная мультисемейная работа уменьшает
процент рецидива примерно на 50%
Слайд 12Встреча семьи с психозом
Не только пациент, но
и семья также находится под воздействием развития
болезни:
Горе – отчаяние – кризис
Ограничение собственной активности
Изоляция
Стыд и штамп неполноценности
Экономические проблемы
Слайд 13Трудности семьи
Понимать непонятное поведение
Поддерживать диалог
Как содействовать помощью
Заботиться
об остальных членах семьи
Отстаивать собственные потребности
Слайд 14Роль семьи
Семья не несет ответственности за развитие
серьёзных психических нарушений
Члены семьи делают всё возможное,
что они могут в отношении той помощи, которую они получают, чтобы понять заболевание, и что они могут сделать, чтобы помочь.
Слайд 15Действенное психосоциальное лечение
Делать упор на обучение по
заболеванию
Основано на модели стресса/уязвимости
Работать, чтобы укрепить естественные
механизмы управления
Мобилизировать всю доступную поддержку
Слайд 16Модель стресса/уязвимости(Зубин и Спринг,1977)
Ожидания/ Стресс
Дебют психоза
Жизненные случаи
Порог
фрустрации
Без симптомов
Время
Нарушение функции с рождения или приобретено в раннем возрасте (уязвимость)
Психотические симптомы
Слайд 17Три ступени в работе с семьёй
1 Вводные/объединяющие
беседы между групповыми руководителями, пациентом и семьёй
(минимум 3 беседы)
2 Обучающий семинар
3 Мультисемейные групповые встречи
Слайд 18Вводные/объединяющие беседы
Информационная беседа с пациентом и его
близкими
Беседа наедине с пациентом для знакомства
Беседа наедине
с близкими, кризисная беседа
Найти предупредительные сигналы
Генограмма
Слайд 20Обучение пациентов
Понимание психоза
Лекарства
Модель стресса/уязвимости
Лечение
Слайд 21Обучение близких пациента
Понимание психоза
Лекарства
Модель стресса/уязвимости
Выраженные эмоции (Expressed
Emotion/EE)
Лечение
Обязанность сохранять служебную тайну
Закон об охране психического
здоровья
и т.д.……
Слайд 22Мультисемейные групповые встречи
Группа встречается в одно и
то же время и в одном и
том же месте раз в две недели в течение двух лет
Все групповые встречи длятся 1 ½ часа
Начинать с 15-минутного вступительного разговора
20-минутный круг
45 минут решение проблемной ситуации
Заканчивать 5-минутным разговором
Слайд 23Как семья и пациент могут использовать мультисемейную
группу
Используй группу, чтобы поднять на обсуждение тему/ежедневные
проблемы, которые важны для тебя
Семья и пациент смогут потренироваться принимать и давать советы
Использовать группу, чтобы выявить, что является действенным в своей семье
Смысл в том, чтобы группа стала тренировкой реальной жизни
Слайд 24Целеполагание
ЦЕЛИ на первый год:
Избежать рецидива
Частично восстановить свою
обычную роль внутри семьи, среди друзей и
прочих окружениях
ЦЕЛИ на второй год:
Реабилитация
Частично запланировать образование и работу
Возобновить и развить социальное функционирование внутри семьи и общества
Слайд 25Выздоровление
Фазы подготовительного процесса:
Улучшение – это ступенчатый процесс
часто
случаются колебания
необходимы периоды отдыха, чтобы быть
стабильным
Давление к изменению в этих периодах влечет за собой стресс
Темп индивидуален для каждого
ЗА ОДИН РАЗ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ОДНУ СТУПЕНЬ!!!!!
Слайд 26Что нужно, чтобы заниматься работой с семьёй
Принятие
руководства
Отдельный кабинет с доской и большой перелистываемый
блокнот (флиповер)
Стол и стулья
Сервировка кофе/чая и печенья
Люди, готовые сотрудничать
Необходимый материал, например брошюры и прочее
Слайд 27Кто может заниматься просветительной/научно обоснованной мультисемейной работой
Все
с 3-х летним образованием по направлению «Здоровье»
Должны
иметь минимум 2-летний опыт работы с пациентами с психозом
Семейная школа
Руководство
Группа в течение 2 лет
Слайд 28Что требуется от руководителей групп
Все вводные беседы
проводятся во второй половине дня
Как и сами
групповые встречи
Групповой руководитель кроме этого должен быть доступным помимо плановых групповых собраний, по телефону, на встречах взаимодействия или проводить дополнительные беседы с семьёй по потребности
Слайд 29Как начать работу с семейными группами
Как найти
пациентов и их близких
Кто может подыскать пациента
в группу
Кто будет предоставлять информацию о данном предложении пациентам и их семьям
Будет ли это часто повторяться
Кто из близких пациента будет участвовать в группе
Кто может участвовать в обучающих днях
Получить финансирование групп
Слайд 30Исследование
Какие используются инструменты
Что будет исследоваться
например:
повторная госпитализация
сбор в
группе
суициды
употребление наркотиков
и пр.