Слайд 1Программа социально-трудовой подготовки воспитанников разновозрастной группы.
Слайд 2Цель программы: разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование социально-адаптированной личности
в процессе овладения базовыми трудовыми знаниями и навыками; формирование у воспитанников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, потребности в трудовой и профессиональной деятельности.
Задачи программы.
создание условия для развития личности каждого воспитанника путём вовлечения в различные виды трудовой деятельности, сообразно их способностям, интересам, возможностям и потребностям общества; рациональная организация разнообразной трудовой деятельности воспитанников, приобщение их к активному участию в трудовой деятельности,
воспитание трудолюбия, развитие у воспитанников предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, высоких моральных качеств, долга и целеустремленности;
развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение профессиональными элементарными умениями и ознакомление с миром профессий
формирование у воспитанников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
воспитать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам их труда.
подготовка выпускников к осознанному выбору профессии, формирование профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности при помощи систематического участия в труде, подготовка к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
создание условий для овладения воспитанниками современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления;
Слайд 3Возраст воспитанников.
Сроки реализации программы.
Слайд 4Педагогические условия
подчинение труда воспитанников воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения
целей учебного, общественно полезного и производительного труда;
сочетание общественной значимости труда с личными интересами воспитанников, их убежденность в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их группы и для себя;
доступность и посильность трудовой деятельности;
разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности воспитанников.
Слайд 5Реализация основных направлений трудового воспитания осуществляется
Учебный труд воспитанника включает в себя
труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности.
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд связанный с уборкой и озеленением территории, уход за насаждениями, ремонт мебели, уход за памятниками, парками, охрана птиц, летнюю работу на полях во время каникул, работу в профильных сменах летнего оздоровительного лагеря.
Труд по самообслуживанию: соблюдение и выполнение правил личной гигиены поддержание порядка в комнате, постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.
Производительный труд предполагает участие воспитанников в создании материальных ценностей, ремонт помещений, вступление в производственные и экономические отношения. Создание трудовых бригад. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экономических понятий и категорий.
Слайд 6Реализация основных направлений трудового воспитания осуществляется
Хозяйственно – бытовой труд воспитанников необходим
в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Хозяйственно–бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поэтому заключает в себя большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Сельскохозяйственный труд - подсобное сельское хозяйство должно быть базой трудовой подготовки воспитанников. Важно научить детей вести домашнее хозяйство, жить на земле.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность к ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
Слайд 7Влияние трудового воспитания на развитие личности воспитанников
Слайд 8Роль субъектов образовательного процесса в системе трудового воспитания
Слайд 9Роль субъектов образовательного процесса в системе трудового воспитания
Слайд 10Роль субъектов образовательного процесса в системе трудового воспитания
Слайд 11Блоки программы:
«Мой дом»
«Одежда и обувь»
«Питание»
«Торговля»
«Бытовая техника и инструменты»
«Экономика»
«С/х труд и комнатное
растениеводство»
«Семья»
«Профориентация»
Слайд 13 Цели и задачи:
Дать представление о гигиенических требованиях
к жилому помещению и мер по их обеспечению, о повседневнай сухой и влажной уборке жилого помещения, уборке помещения с помощью пылесоса, уход за мебелью, полом в зависимости от покрытия (лак, масляная краска, линолеум, ковёр), средства ухода за полом, чистка мягкой мебели, мытье стекол, зеркал, утепление окон.
Дать понятие – «интерьер», «дизайн»; о способах расстановки мебели, подборке деталей интерьера.
дать представление об основных правах и обязанностях нанимателей и собственника жилья (понятия«договор», «ордер», «договор безвозмездного пользования»); формировать ответственное отношение к своему жилью; дать представление о жилищных организациях; формировать навык взаимодействия с жилищными организациями
«Мой дом»
Слайд 14«Мой дом»
Практические работы.
Сухая и влажная уборка помещения; пользование пылесосом;
мытьё
полов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
виды жилых помещений в городе и деревне, их различие;
правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны;
моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла
Учащиеся должны уметь:
убирать комнату;
мыть кафельные стены, чистить раковины;
-пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни, ванны.
Слайд 16«Одежда и обувь»
Практические работы
Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок. Подшивание брюк, платья,
зашивание распоровшегося шва. Стирка и утюжка хлопчатобумажных цветных и шёлковых тканей. Чистка и сушка повседневной одежды, обуви. Выбор одежды по назначению (рабочая, домашняя, праздничная, спортивная). Химчистка. Правила пользования услугами химчистки.
определение стиля одежды (авангардный, романтический фольклорный (кантри), классический, юнисекс); составление памятки по выбору стиля одежды, с учётом : время года, суток, цель визита, цвет, материальные возможности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о том, почему они должны содержать в чистоте одежду и обувь.
правила пришивания пуговиц; - правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом и бытовыми химическими средствами.
Учащиеся должны уметь:
подбирать одежду, головные уборы и обувь по назначению, сезону;
сушить мокрую одежду;
чистить верхнее и лёгкое платье;
подготавливать их к хранению;
подбирать крем и чистить кожаную обувь;
чистить замшевую и текстильную обувь;
сушить мокрую обувь, подготавливать её к хранению;
пришивать пуговицы, крючки, вешалки;
зашивать одежду по распоровшемуся шву, подшивать платья, брюки, рукава;
подбирать моющие средства для стирки изделий;
стирать изделия из хлопчатобумажных и шёлковых тканей;
гладить эти изделия.
Слайд 18«Питание»
Практические работы
Приготовление супов, вторых блюд, бутербродов, салата, винегрета, яичницы,
гренок, отваривание яиц, заваривание чая. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. Правила безопасной работы на кухне. Роль и место ужина в дневном рационе питания. Первичная обработка овощей. Приготовление отварного картофеля. Виды круп. Приготовление каши. Приготовление отварных макарон. Национальные блюда. Сервировка стола . Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о роли пищи в жизни человека, о том, какая пища способствует здоровью, а какая - нет.
правила сохранения пищевой ценности блюд при их приготовлении
Учащиеся должны знать:
виды бутербродов;
различные меню;
как можно использовать чёрствый хлеб;
санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
правила сервировки стола к завтраку, обеду и ужину;
правила заваривания чая;
отваривать макаронные изделия;
варить кашу на воде и молоке;
отваривать картофель и готовить пюре;
тушить капусту;
оформлять готовые блюда;
названия кухонных принадлежностей и посуды;
Слайд 20«Торговля»
Цели и задачи:
дать представление о порядке приобретения товара, оплате. Хранение
чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли;
дать представление о товарах и услугах. Познакомить с понятиями «товар», «услуга», «кредит», «рассрочка».Дать представление о товарах и услугах как способе удовлетворения потребностей, о деньгах как универсальном товаре, о покупке товаров в кредит и в рассрочку.
знакомство с отделами магазина и видами товаров, гарантийным сроком. Приобретение доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку, тетрадку),проверка чека и сдачи.
дать общее представление о потребительской сфере (понятия «гарантийный срок», «срок годности»); формировать умение совершать покупки.
Слайд 21«Торговля»
Тематика
Продовольственные и промышленные магазины.
Специализированные магазины.
Экскурсии. Экскурсия в продовольственный магазин.
Основные требования
к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
основные виды магазинов, их назначение;
виды отделов в продовольственных и промышленных магазинах;
права покупателя.
Учащиеся должны уметь:
оплачивать покупку;
соблюдать правила поведения в магазине.
Слайд 23«Бытовая техника и инструменты»
Практические занятия: знакомство с бытовыми приборами в условиях
группы, изучение правил их использования, показать и научить исправлению мелких неисправностей, показать на практике использование гаджетов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
виды и назначение бытовых приборов и инструментов;
-местонахождение предприятия бытового обслуживания населения;
-какие виды услуг оно оказывает;
-правила пользования услугами;
-стоимость обслуживания;
-профессии работников этого предприятия.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться доступными бытовыми приборами;
Уметь оказывать доступную «скорую помощь» бытовым приборам своими руками
обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.
Слайд 25«Экономика»
Цели и задачи:
познакомить с правилами оформления таких счетов, как «оплата электроэнергии»,
«оплата телефона», коммунальных услуг», « газ».
бедность. Причины бедности, пути решения проблемы;
дать представление о том, что такое бюджет и из чего он складывается. Формировать умение распоряжаться определенной суммой наличных средств – денег – на примере личного и семейного «расходного» и «доходного» бюджета.
познакомить с основными финансовыми документами и понятиями;.
познакомить с работой Сбербанка: со структурой, с деятельностью специалистов, которые работают с физическими лицами. Учить обращаться по интересующим вопросам в разные отделы Сбербанка, учить работать с информацией.
Слайд 26«Экономика»
Практические занятия:
Упражнение в планировании расходов на день, две недели (на конкретных примерах); снятие
показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанции; планирование крупных покупок и оказание материальной помощи родственникам (на конкретных примерах).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должнызнать:
Основные статьи расходов в семье;
Правила учета расходов;
Порядок расчета квартплаты;
Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг.
Порядок планирования крупных покупок;
Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т.д.
Учащиеся должны уметь:
Подсчитывать расходы;
Планировать расходы на день, две недели;
Снимать показания счетчика, подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции;
Оплачивать коммунальные и др. платежи;
Планировать крупные покупки.
Слайд 28«Профориентация»
Цели и задачи: расширить представление о мире профессий, понятиями «профессия», «специальность»; актуализировать
знания о способах поиска информации, связанной с выбором профессии; дать представление о том, как выбирать профессию (понятие способности); помочь детям осознать собственные способности; познакомить с классификацией профессий; мотивировать на получение образования (дать представление о связи собственных потребностей с получением образования); формировать навык поиска работы; дать представления о «ловушках», встречающихся при поиске работы; дать представление о документах, необходимых для поиска работы и трудоустройства (правовые аспекты, резюме и др.) познакомить с Трудовым кодексом РФ, с правовыми аспектами, связанными с первичным трудоустройством., .
Слайд 29«Профориентация»
Практические занятия: экскурсии в детском доме, в близлежащие предприятия, в учебные
заведения, составление дневников профессий.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
профессии рядом;
О личных способностях, возможностях;
Перечень необходимых документов при трудоустройстве;
Учащиеся должны уметь:
Ориентироваться в мире профессий.
Оценивать свои интересы, способности и возможности.
Уважительно относиться к людям различных профессий.
Анализировать и оценивать свои профессиональные склонности, проф.пригодность.
Строить профессиональные и жизненные планы (обладать навыками планирования и целеполагания).
Слайд 31«Семья»
Цели и задачи :
дать возможность позитивного принятия будущего. Способствовать формированию представления
о правах и обязанностях каждого члена семьи; о правах и обязанностях родителей, об ответственности родителей за воспитание детей. Познакомить с законами, охраняющими права детей. Помочь позитивно представить собственное будущее. Способствовать осознанию важности предстоящей роли родителя.. Познакомить на примерах с Конвенцией о правах ребенка.
помочь осознать и принять свой опыт проживания в семье; помочь осознать значение семьи в жизни человека; дать возможность представить себя в воображаемом семейном будущем; дать представление о нормах и правилах жизни людей за станами детского дома; формировать представление о семье и браке, знакомство с Семейным кодексом РФ; способствовать осознанию важности предстоящей роли родителя и мере ответственности (Конвенция о правах ребенка); дать представления о конфликтных ситуациях в семье, о путях их решений; формировать позитивный образ семьи в жизни человека;
дать понятие уход за ребенком: упражнения в купании, одевании младенца; правила содержания в чистоте детской постели, посуды и т. п.; уход за детской посудой, игрушек; купание, одевание, пеленание куклы.
Слайд 32«Семья»
Практические занятия:
Практикумы ролевого общения, сюжетно-ролевые игры, организация и проведение игр с
младшими школьниками, организация семейного праздника.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о понятии «семья», её функциях, семейных праздниках, распределений обязанностей в семье.
Учащиеся должны знать:
детские тихие и подвижные игры;
свои обязанности в семье;
правила поведения в семье.
Слайд 33«С/х труд и комнатное растениеводство»
Слайд 34«С/х труд и комнатное растениеводство»
Практические занятия:
Уход за комнатными растениями (полив, рыхление
почвы, опрыскивание).
Сбор опавших листьев на территории школьной усадьбы, заполнение компостных ям, выкапывание и уборка на хранение луковиц и клубней цветов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
правила хранения клубней и луковиц цветов;
целесообразность компостных ям и обосновать вред костров для сжигания опавших листьев.
Учащиеся должны уметь:
ухаживать за комнатными и огородными растениями;
готовить и высаживать рассаду;
Правильно собирать урожай;
пользоваться граблями, лопатами, носилками и другими инструментами.
Слайд 35Ожидаемый результат.
Сформированность у воспитанников привычки к систематическому, осознанному труду.
Сформированность у воспитанников
общетрудовых умений и навыков.
Сформированность у воспитанников знаний, умений и навыков ведения сельского подсобного хозяйства.
Сформированность основ экономических знаний, владение способами рационального ведения домашнего хозяйства.
Создание сплоченного детского коллектива, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность.
Воспитание гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду, как первейшему общественному долгу.
Готовность воспитанников к продолжению обучения и дальнейшей трудовой деятельности.