Профилактика суицида в подростковой среде презентация

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств. Из них: 41% - неизвестны 19% - страх перед наказанием 18% – душевная

Слайд 1ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Рекомендации
для педагогов и родителей
Иногда, наблюдая, как

трава прорывает панцирь асфальта и пробивается к солнцу, невольно удивляешься силе жизни, кото­рая таится в ней.
Это стремление жить, жить в любой ситуации.

Слайд 2Суицид – умышленное самоповреждение
со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
ВОЗ

насчитывает 800 причин самоубийств. Из них:
41% - неизвестны
19% - страх перед наказанием
18% – душевная болезнь
18% - домашние огорчения
6% - страсти
3% денежные потери
1,4% - пресыщенность жизнью
1,2% - физические болезни.

Около 80% самоубийц предварительно дают знать о своих намерениях окружающим, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы.
У 6% покончивших с собой, один из родителей был самоубийцей.
12% после неудачной попытки суицида в течение двух лет повторяют ее и достигают желаемого. 80% покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом по крайней мере однажды.

В окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой душевной травмой.
Прощальные записки оставляют 44% самоубийц. Они адресованы:
«всем» - 20%,
близким – 12%,
начальникам – 8%,
никому – 4%.

Слайд 3
У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и

заброшенность, отсутствие опоры на взрослого.
Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.
Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний.
У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.
Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно.
Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Особенности
подросткового суицида


Слайд 4
Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в

семье, школе, группе);
Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
Суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
Суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
Средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Слайд 5Тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты,

спешки;
Затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
Напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
Депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
Тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
Употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Слайд 6Неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата

родителей;
Беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
Неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
Серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

Слайд 7
Открытые высказывания о желании покончить с собой (товарищам, взрослым, в письма

родственникам, близким людям, знакомым).
Косвенные „намеки" на возможность суицидальных действий — „репетиция самоубийства" (публичная демонстрация петли из брючного ремня, веревки и т. п.; „игра" с оружием с имитацией самоубийства).
Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой и создание соответствующих условий (накапливание лекарственных средств, поиск и хранение отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т. д.).
Фиксация на примерах самоубийства (повышенный интерес, частые разговоры о самоубийствах вообще).
Нарушение межличностных отношений, суженый круг контактов, стремление к уединению.

«ЗНАКИ БЕДЫ!»


Слайд 8Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другую группу, о госпитализации.
Изменившийся стереотип

поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных („зловещее спокойствие" и собранность), возбужденное поведение и повышенная активность, общительность у мало-подвижных и молчаливых.
Внезапное проявление несвойственных ранее черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей: фотоальбомов, часов, вещей и т. п., которая зачастую сопровождается символическим прощанием).
Утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).
Размышления на тему самоубийства могут приобретать «художественное» оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы).

«ЗНАКИ БЕДЫ!»


Слайд 9Отнеситесь серьезно ко всем высказываниям и угрозам.
Дайте возможность высказаться и установите

причину происходящего.
Дайте понять, что Вам не все равно.
Слушайте с чувством искренности и понимания.
Постарайтесь уменьшить эмоциональное напряжение.
Мобилизуйте воспитанника на преодоление трудных обстоятельств.
Подготовьте ребенка к возможным новым психотравмирующим событиям в ходе данного кризиса и к адекватной реакции на них.
Отстаивайте точку зрения, что самоубийство – это неэффективное решение всех проблем. Заключите «соглашение о не совершении самоубийства».
Необходимо поднять ребенку с суицидальным поведением его самооценку, личностную ценность.
Совместно спланируйте деятельность, необходимую для выхода из кризиса.
Поощряйте сохранение связи с близкими, друзьями.

ЧТО ДЕЛАТЬ,
если вы заметили потенциально опасные проявления


Слайд 10
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учреждение…. и т.п....»
СПРОСИТЕ: «Что происходит У НАС,

из-за чего ты себя так чувствуешь?...»
НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...» СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!...» СКАЖИТЕ: «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

Произносите только
позитивно-конструктивные фразы


Слайд 114. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!...»
СКАЖИТЕ: «Расскажи мне,

как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...»
СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?...»
СКАЖИТЕ: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится - значит ты недостаточно постарался!»

Произносите только
позитивно-конструктивные фразы:


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика