Слайд 1Принципы обучения химии
профессор П.А. Оржековский,
доцент Л.М. Мещерякова
Московский институт открытого
образования
Слайд 2Какой школьный курс химии лучше?
Традиционный?
Нетрадиционный?
Многие студенты и педагоги отвечают: «Конечно же
- нетрадиционный!»
Кто создавал Традиции?
В чем суть этих Традиций?
Слайд 3Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765) - первый русский академик
Михаил Васильевич Ломоносов
родился
8 (19) ноября 1711 г.
Слайд 4Педагогические труды М.В. Ломоносова:
«Проект регламента московских гимназий» (1755);
«Проект регламента академической гимназии»(1758);
«Проект об учреждении гимназий и школ в «больших» и «малых»городах»(1760)
Слово о пользе химии (1751);
«Курс Физической химии» (1754);
О сохранении и размножении российского народа (1761) и др.
Слайд 5Дмитрий Иванович Менделеев
(1834-1907)
Великий русский химик родился 8 ноября 1834
г.
Слайд 6Основные педагогические труды Д.И.Менделеева
«Органическая химия» (1861);
«Основы химии» (1877);
«Заветные мысли и статьи»
(1905).
Слайд 7Принцип необходимости экспериментальной проверки истинности знаний
Критерий истинности знаний – эксперимент, практика.
М.В.
Ломоносов
В настоящее время –
логика рассуждения,
слова учителя,
учебник.
Слайд 8Принцип соответствия структуры курса закономерностям процесса научного познания
Познание сущности -
построение и перестроение теоретических представлений.
Для того, чтобы понять настоящее нужно заглянуть в историю.
Слайд 9Преподаватели, пытающиеся сформировать у студентов исчерпывающие знания, соответствующие современному состоянию науки
«смотрят на зады».
Д.И.Менделеев
Слайд 10Принцип соответствия структуры курса закономерностям процесса научного познания
Изучение химии на
эмпирическом уровне.
Изучение веществ и химических реакций на атомно-молекулярном уровне.
Изучение теорий строения атома и химической связи.
Изучение химической реакции на уровне теорий «Об электролитической диссоциации» и «Об окислении и восстановлении».
Изучение органических веществ на уровне теории строения органических соединений.
Слайд 11Принцип оптимального соотношения изучаемых фактов и теорий
Конкрет – Абстракт – Конкрет
Большое
значение имеют необъяснимые факты.
Новая теория дается тогда, когда возникли вопросы, на которые она может ответить.
Слайд 12Принцип необходимости обучения методам научного познания
Научить познавать мир – научить смотреть
вперед!
Основной метод познания химии – моделирование.
Слайд 13Принцип оптимальной интенсивности при обучении
Не следует «гасить огонь познания избытком
топлива»
«Физическая невозможность узнать «все обо всем» до того проникает все дело…образования, что нередко всезнание почитается признаком ограниченности и тех добрых желаний, которыми устилается современный ад отчаянья и сверхчеловечества.»
Д.И.Менделеев
Слайд 14Принцип оптимальной интенсивности при обучении
В настоящее время превышение оптимальной интенсивности в
2-4 раза.
Химия – один из самых нелюбимых предметов.
Слайд 15Принцип приоритета воспитания при обучении
«… молодых людей нежные нравы, во все
стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».
М.В.Ломоносов
Слайд 16
Принцип приоритета воспитания при обучении
«Главная задача среднего образования состоит …в
личном развитии учеников, в росте сознательного их отношения к окружающему и в развитии личных свойств: наблюдательности, внимания, обсуждения и трудолюбия.»
Д.И.Менделеев
Слайд 17Принцип приоритета воспитания при обучении
Современная психология - ученик лучше мыслит, если
понимает зачем ему это нужно.
До 85% школьников изучают химические теории, чтобы «два» не получить.
Слайд 18Принцип приоритетов в построении системы проверки знаний учащихся
«Экзамены должно считать первым
объяснением того формализма, который нередко портит многое в жизни.»
«Способность к продолжению образования учителя ... знают гораздо вернее..., чем при помощи какой-нибудь системы баллов.»
«Доверие к учителям составляет основу всякого образования.»
Д.И. Менделеев
Слайд 19Принцип приоритетов в построении системы проверки знаний учащихся
Зачем нужен ЕГЭ в
9-м классе?
Зачем в итоговой аттестации исчерпывающая проверка знаний без приоритетов?
Главные критерии при аттестации учителей:
успешное выступление школьников на олимпиадах;
сдача школьниками ЕГЭ.
Слайд 20Краткие итоги:
Принципы обучения химии складывались столетиями при участии великих русских химиков.
Бережное
отношение к традициям российского химического образования – основа развития школьного предмета «Химия».
Принципы обучения химии следует учитывать для сохранения единого образовательного пространства.