Применение модульной технологии при изучении бессоюзных сложных предложений презентация

Научиться: устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного предложения правильно выбирать знаки препинания, определяя интонационные особенности этих предложений и учитывая смысловые отношения между частями бессоюзного предложения Цели урока

Слайд 1Применение модульной технологии при изучении бессоюзных сложных предложений
Автор: Балобанова Анна Петровна,

учитель ГБОУ ЦО № 133 г. Санкт-Петербурга


Слайд 2 Научиться:
устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного предложения
правильно выбирать знаки

препинания, определяя интонационные особенности этих предложений и учитывая смысловые отношения между частями бессоюзного предложения

Цели урока


Слайд 3Теоретические сведения
Бессоюзные сложные предложения (БСП) – сложные предложения, части

которых связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов или союзных слов.

А.С. Пушкин


Слайд 4Составные части БСП грамматически не зависят друг от друга, они равноправны
Дождь

не прекращался, небо не прояснялось.





Теоретические сведения


Слайд 5Молвит слово – соловей поёт (русская).

Образование - гость, ум –

хозяин (абхазская).

Слово — стрела: выпустишь — не вернешь (грузинская).

Пословицу сказал - дорогу указал, поговорку - душу утешил (башкирская).

Бессоюзное сложное предложение отличается от союзных краткостью и выразительностью. Это качество с давних пор оценил народ. Пословицы на всех языках в большинстве случаев представляют БСП.

Теоретические сведения


Слайд 61) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию тем он

свободнее.
2) Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.
3) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тесном и пахло гнилью.
4) Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.

Задание: выпишите БСП, обозначьте границы простых предложений


Слайд 7

Теоретические сведения


Слайд 8,

;
:

Знаки препинания в БСП
Перечисление фактов
При перечислении фактов, если части предложения

более распространены

Причина, пояснение, дополнение

Противопоставление, время, условие, вывод (следствие), быстрая смена событий, сравнение

Теоретические сведения


Слайд 9Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
Изумрудные лягушата

прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.
Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах.
Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол.
Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.
Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас.
Подули осенние ветры – конец лету.
Настанет утро – двинемся в путь.

Задание: объясните постановку знаков препинания


Слайд 10Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
Изумрудные лягушата

прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.

Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах.
Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол.

Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.
Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас.
Подули осенние ветры – конец лету.
Настанет утро – двинемся в путь.

Проверьте себя

[ ] : [причина]

[ ] ; [перечисление фактов]

[ ] : [пояснение]

[ ] : [дополнение]

[ ] : [дополнение]

[ ] – [следствие]

[ ] – [условие]

[ ] – [время]


Слайд 11Какой знак препинания ставится в БСП, если его части указывают на

одновременность и последовательность действий?
Какой знак препинания ставится в БСП, если вторая часть имеет значение причины, пояснения, дополнения (изъяснения)?
Какой знак препинания ставится в БСП, если вторая часть имеет значение следствия?
Какой знак препинания ставится в БСП, если первая имеет значение времени, условия или противопоставлена содержанию второй?
Есть ли ошибка в схемах?

[ ] : [причина]

[ ] : [вывод]

[ ] , [время]

[ ] – [пояснение]

Задание: Ответьте на вопросы


Слайд 12Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл __ и вот сама идёт

волшебница-зима.
Свойство зеркальце имело __ говорить оно умело.
Одарённый необычной силой, он работал за четверых __ дело спорилось в его руках.
Стал Жилин вглядываться __ маячит что-то в долине, точно дым из труб.
Вот затрещали барабаны __ и отступили басурманы.
А потому обычай мой __ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.
В эту минуту свисток оглушительный взвизгнул __ исчезла толпа мертвецов.
Невежды судят точно так __ в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
Мне стало страшно __ на краю грозящей бездны я лежал.
Любите книгу __ она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Задание: Определите тип предложения, поставьте двоеточие или тире


Слайд 13Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл __ и вот сама идёт

волшебница-зима.
Свойство зеркальце имело __ говорить оно умело.
Одарённый необычной силой, он работал за четверых __ дело спорилось в его руках.
Стал Жилин вглядываться __ маячит что-то в долине, точно дым из труб.
Вот затрещали барабаны __ и отступили басурманы.
А потому обычай мой __ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.
В эту минуту свисток оглушительный взвизгнул __ исчезла толпа мертвецов.
Невежды судят точно так __ в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

Мне стало страшно __ на краю грозящей бездны я лежал.
Любите книгу __ она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Проверьте себя


(ССП)




:

:

:

:

:

:

(ССП)

(БСП)

(БСП)

(БСП)

(БСП)

(БСП)

(БСП)

(БСП)

(Бессоюзная связь между 1-й и 2-й частью предложения)


Слайд 14В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог.


Особенно хорошо здесь ранней осенью.
На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси.
Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей.
Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки.
Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад.
Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки.
Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было.
Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах.
Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.

Задание: Выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания


Слайд 15Ремесло не коромысло: не научишься.
Хорош садовник – соберёшь хлеба на

грош.
Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
Не удобришь рожь – плечо не оттянет.
Бобы не грибы, хорош и крыжовник.

Задание-шутка: Восстановите пословицы, заново расставив знаки препинания. Объясните правописание «ь»


Слайд 16
Задание для первого уровня

Выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические


основы. Какое предложение вы не выписали и почему?
Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго.
Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
Желаешь себе добра – не делай зла другому. 
Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. 
У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

Опуская союзы, преобразуйте сложноподчинённые предложения в синонимичные им бессоюзные; расставьте знаки препинания и объясните их.
Матушка плакала, так что мне было ужасно грустно. Заранее предупреждаю, что удобств в пути не будет. Если солнце на закате багрово-красное, день будет ветреный.

Проверочная работа (выберите задание по своим силам: первого, второго или третьего уровня)


Слайд 17
Задание для второго уровня
Выберите бессоюзные сложные предложения, в

которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Начертите схему 8 предложения.
На дворе в морозном пару краснело солнце ( ) в доме было тепло.
Глянет ( ) к земле пригвоздит.  
Я умираю ( ) мне не к чему лгать.
В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство ( ) воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей.
Один ушел ( ) зато другой пришел.
Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. 
Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 
В глазах у меня потемнело ( ) голова закружилась.
Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

Проверочная работа (выберите задание по своим силам: первого, второго или третьего уровня)


Слайд 18Задание для третьего уровня
Придумайте и запишите БСП со значением
а)

причины
б) пояснения
в) следствия
г) противопоставления
д) условия
е) времени
Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Выпишите его, исправив знаки препинания.
А) Эта страсть к чтению была ему отвратительна: сам он читать не умел.
Б) Я знаю - в вашем сердце есть и сердце и прямая честь.
В) Рита хотела говорить – Павел перебил её.

Проверочная работа (выберите задание по своим силам: первого, второго или третьего уровня)


Слайд 19
Спасибо за работу!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика