Слайд 1«Применение ИКТ на уроках физики»
Автор: Шипилов Анатолий Васильевич, учитель физики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СУНГАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КЫТМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
с. Сунгай
2009 г.
Слайд 2Цели применения ИКТ на уроках физики:
Я применяю информационные компьютерные технологии
для:
повышения стимула изучения физики детьми;
повышения уровня усвоения учебного материала и качества знаний;
решения множества дидактических, организационных и методических проблем.
организации работы со способными детьми, по самообразованию ученика.
индивидуализации и дифференциации обучения.
А главное, на мой взгляд, используя информационные технологии, - для развития способностей и навыков обучения и самообучения.
Слайд 3Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу
для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.
Я применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях:
1. Мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
2. Подготовка дидактических материалов для уроков;
3. Использование готовых программных продукты по своей дисциплине;
4. Работа с электронными учебниками на уроке;
5. Поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
6. Поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
7. Разрабатываю тесты, используя готовые программы - оболочки, которые применяю для организации обучения и контроля знаний
Слайд 4Мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков
Особо хочу отметить применение мультимедийных сценариев
уроков.
Мультимедийные сценарии уроков выполняю в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумываю структуру урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создаю сценарий проведения урока.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение
Слайд 5Нередко применяю для демонстрации видеозаписи компьютерных экспериментов, не заменяя совсем, а,
дополняя и иногда, при необходимости, дублируя реальный эксперимент, т.к. разнообразное представление демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию устойчивого зрительного образа наблюдаемого явления.
Чаще всего компьютерные эксперименты, модели и видеофрагменты применяю в том случае, если:
нет оборудования или необходимых приборов и материалов
при объяснении нового материала, где явления или процессы удобнее показывать не на «пальцах», доске или плакатах.
При этом процесс изучения становится нагляднее, красочнее и эмоциональнее.
Слайд 6Презентации использую для объяснения нового материала, для повторения нового материала и
при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы)
Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат:
CD диски мультимедийных курсов физики
Энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ», совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы «Физикон»);
Материалы из Интернет-источников;
Материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы;
Электронные учебники
Слайд 7В своей работе на уроках физики применяю следующие программные продукты
Слайд 8Использование средств Microsoft Office на уроке физики
Незаменимой и часто используемой мною
программой является электронная таблица Microsoft Excel . Её удобно использовать для вычислений и обработки результатов лабораторных работ, работ практикума или проектных заданий. Иногда разрешаю использовать её на уроках во избежание рутинных расчётов с целью экономии времени.
Слайд 9Подготовка дидактических материалов для уроков;
Остались в прошлом написанные учителем от
руки тематические карточки итогового контроля, различные дидактические материалы. Учащиеся так же представляют доклады, рефераты оформленные с помощью текстового редактора. Для подготовки дидиктических материалов (карточек, контрольных и самостоятельных работ и др.) использую сканер с дальнейшей обработкой в текстовом редакторе Word или программой распознавания отсканированного текста FineReader. Рисунки редактирую программой Paint. Для чего требуется минимум времени – 15 – 20 минут.
Слайд 10А как учитель-предметник использую электронную таблицу для годового отчёта по успеваемости
Слайд 11Как классный руководитель я использую электронную таблицу для учёта питания школьников.
Учащиеся 10 и 11 класса с удовольствием ведут этот учёт в своих классах.
Слайд 12Работа с электронными учебниками на уроке
Незаменимым и прекрасным средством являются электронные
учебники. Их применяю для самостоятельной работы учащихся, групповой работы, работы в парах и т.д. Растёт число учащихся, у которых есть дома компьютер. Для самостоятельной работы дома я делюсь этими программами с детьми. Вот пример одного учебника.
Слайд 13Использование internet
Интернет использую для поиска необходимой информации при подготовке к урокам
и в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Существует ряд образовательных сайтов, где собраны обширные, достоверные информационные ресурсы по каждой учебной теме предмета. Учителю можно спланировать и легко осуществить выполнение виртуального дистанционного эксперимента на уроке. Используя информационные ресурсы электронных энциклопедий на уроке учащиеся оперативно могут узнать различные трактовки физических терминов (например, работа, трение, давление и т.д.).
Слайд 14Тесты
Мои компьютерные тесты составлены как тренажеры и на контроль знаний. На
различных образовательных сайтах находится огромное множество готовых тестов по физике. Но многие меня не устраивают – либо созданы методически неправильно, либо отсутствует поддержка графики, либо они очень статичные. Поэтому тесты я создаю сам, используя для этого специальные программы- оболочки (например My Test). Эти программы состоят из редактора (при помощи его и создаю тесты) и тестирующей программы. Осуществляю тестирование как промежуточное для проверки отдельных вопросов изучаемой темы, так и итоговые. Оценка - один из важнейших инструментов мотивации учебной деятельности. При регулярном компьютерном тестировании оперативно оцениваются знания ученика, ученик всегда считает эту оценку объективной, а я всегда имею информацию о степени усвоения материала на уроке. Экономится учебное время.
Слайд 15Выводы:
Применение информационных компьютерных технологий способствует организации специальной стимулирующей среды для
изучения физики, повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний.
Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня я могу решать множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно компьютерные технологии, на мой взгляд, выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы со способными детьми, по самообразованию ученика.
Компьютер способствует индивидуализации и дифференциации обучения. А главное, на мой взгляд, используя информационные технологии, я развиваю способности и навыки обучения и самообучения.
Слайд 16P.S.
… и последнее. Компьютер – простой инструмент, который призван освободить Вас
от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в Вашу работу новые творческие возможности, удобство и комфорт. Компьютер в кабинете физики просто необходим.