Причастие презентация

Не стану жалеть о промчавшемся лете, Гоняться за теми ушедшими днями. Ведь в каждом поблекшем, опавшем соцветье Есть завязь, и стать ей дано семенами. (М. Джалиль. “Письмоносец”) Я

Слайд 1“Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного”. В. И. Даль.
“Они,

глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”. М. В. Ломоносов.
Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)

Причастие


Слайд 2Не стану жалеть о промчавшемся лете, Гоняться за теми ушедшими днями.

Ведь в каждом поблекшем, опавшем соцветье Есть завязь, и стать ей дано семенами.
(М. Джалиль. “Письмоносец”)
Я жить хочу, чтоб родине отдать Последний сердца движущий толчок.
(М. Джалиль. “Неотвязные мысли”)
Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт- герой Муса Джалиль, увековечивший свое имя и бессмертными творениями, и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много.

Слайд 31. Укажите причастие
Синий
Синеет
Синеющий
Синеватый
Синея


Слайд 42. Укажите словосочетание “прил. + сущ. ”, где существительное- главное слово.


Зимняя дорога
Зимующие птицы
Замерзшая река
Раскрытая книга


Слайд 53. Укажите словосочетание “прич. + сущ. ”, где существительное- главное слово.


Бушующее море
Сидящие на дереве
Зеркальная поверхность
Выполнивший задание.


Слайд 6Работа с текстом .
В воспоминаниях друзья, знавшие Мусу по Москве,

рисуют его живым, увлекающимся, жизнерадостным, любящим смех и шутки, изобретающим на вечерах занятные и веселые игры, умеющим импровизировать остроумные стихи и едкие эпиграммы. Чувство юмора никогда не изменяло ему; шутил он непринужденно, не стараясь смешить кого-то. Юмор был естественной потребностью Мусы, сопровождая его на всем жизненном пути, помогая работать и преодолевать невзгоды. Муса любил смешить, но и сам любил посмеяться. А если было что-то очень смешное, хохотал без удержу до слез, по-детски вытирая глаза кулаками. Однажды сестра Хадича рассказала об одном озорнике, который, не дотянувшись рукой до чужого звонка в двери, попросил прохожего нажать кнопку:
- А теперь, дядя, бежим отсюда, не то нам с тобой достанется!
Муса хохотал, заставляя пересказывать снова и снова. А через двенадцать лет он вспомнит эту историю в фашистских застенках…
(Гази Кашшаф. “По завещанию Мусы Джалиля”)

Слайд 7Работа в группах.
I группа – вспомните и запишите пословицы и

поговорки с причастиями.


II группа – какие фильмы, книги можете назвать, где употреблены причастия? Запишите.

Слайд 8I – 1) Пропущенный час годом не воротишь.
2) Обдуманное слово

дороже жемчуга.
3) Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.
4) Слова, рожденные обидой, не торопись произносить и др.

II – “Унесенные ветром”, “Униженные и оскорбленные”, “Рожденные бурей”, “Разрушенный бастион”, “Улицы разбитых фонарей” и др.

Слайд 9Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами.
Наступивш … незаметно

летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.

Слайд 10Беседа
К какой части речи относятся слова с пропусками?
Докажите, вспомнив определение

причастия.
Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.
Может ли причастие быть зависимым словом?
А иметь при себе зависимые слова?
Приведите примеры из текста.
Назовите синтаксическую функцию причастия?
Какова роль определений в тексте?

Слайд 11Некоторые словосочетания в нём выделены.
Перед вами новый слайд. Вы видите

тот же текст

Это причастные обороты. Проанализируйте и сравните их строение
и составьте самостоятельно определение понятия “причастный оборот”.


Слайд 13Перед вами тот же текст без причастных оборотов.
Сравните его с первоначальным

вариантом.
Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи?

Слайд 14Использование в тексте причастных оборотов придаёт ему динамику, образность, яркость описания.
*

Попробуйте вставить (устно) в этот текст другие причастные обороты так, чтобы получилась несколько иная картина лунной ночи.

Слайд 15Какая информация содержится в данном изображении?

Вопрос ставится ко всему причастному обороту.


Найдите в тексте слова, от которых ставится этот вопрос, и обозначьте их графически.

Это определяемые слова.

Выделите графически определяемые слова и причастные обороты в списанном вами тексте.


Слайд 16– Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастными оборотами. Некоторые из

них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит “обособить”? Составьте словарь корня.

Слайд 17Из словаря С.И Ожегова
Обособить – выделить особо, ограничить
Особенный – не такой,

как все, исключительный
Обособленный – стоящий особняком, отдельный
Обособление – выделение, ограничение
Обособиться – выделиться из общего,
изолироваться, занять особое положение

Слайд 18Подумайте, от чего зависит обособленность причастного оборота?
Причастный оборот является обособ-ленным

определением после определяемого слова

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика