Слайд 1“Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного”. В. И. Даль.
“Они,
глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”. М. В. Ломоносов.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)
Причастие
Слайд 2Не стану жалеть о промчавшемся лете,
Гоняться за теми ушедшими днями.
Ведь в каждом поблекшем, опавшем соцветье
Есть завязь, и стать ей дано семенами.
(М. Джалиль. “Письмоносец”)
Я жить хочу, чтоб родине отдать
Последний сердца движущий толчок.
(М. Джалиль. “Неотвязные мысли”)
Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт- герой Муса Джалиль, увековечивший свое имя и бессмертными творениями, и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много.
Слайд 31. Укажите причастие
Синий
Синеет
Синеющий
Синеватый
Синея
Слайд 42. Укажите словосочетание “прил. + сущ. ”, где существительное- главное слово.
Зимняя дорога
Зимующие птицы
Замерзшая река
Раскрытая книга
Слайд 53. Укажите словосочетание “прич. + сущ. ”, где существительное- главное слово.
Бушующее море
Сидящие на дереве
Зеркальная поверхность
Выполнивший задание.
Слайд 6Работа с текстом .
В воспоминаниях друзья, знавшие Мусу по Москве,
рисуют его живым, увлекающимся, жизнерадостным, любящим смех и шутки, изобретающим на вечерах занятные и веселые игры, умеющим импровизировать остроумные стихи и едкие эпиграммы. Чувство юмора никогда не изменяло ему; шутил он непринужденно, не стараясь смешить кого-то. Юмор был естественной потребностью Мусы, сопровождая его на всем жизненном пути, помогая работать и преодолевать невзгоды. Муса любил смешить, но и сам любил посмеяться. А если было что-то очень смешное, хохотал без удержу до слез, по-детски вытирая глаза кулаками. Однажды сестра Хадича рассказала об одном озорнике, который, не дотянувшись рукой до чужого звонка в двери, попросил прохожего нажать кнопку:
- А теперь, дядя, бежим отсюда, не то нам с тобой достанется!
Муса хохотал, заставляя пересказывать снова и снова. А через двенадцать лет он вспомнит эту историю в фашистских застенках…
(Гази Кашшаф. “По завещанию Мусы Джалиля”)
Слайд 7Работа в группах.
I группа – вспомните и запишите пословицы и
поговорки с причастиями.
II группа – какие фильмы, книги можете назвать, где употреблены причастия? Запишите.
Слайд 8I – 1) Пропущенный час годом не воротишь.
2) Обдуманное слово
дороже жемчуга.
3) Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.
4) Слова, рожденные обидой, не торопись произносить и др.
II – “Унесенные ветром”, “Униженные и оскорбленные”, “Рожденные бурей”, “Разрушенный бастион”, “Улицы разбитых фонарей” и др.
Слайд 9Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами.
Наступивш … незаметно
летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.
Слайд 10Беседа
К какой части речи относятся слова с пропусками?
Докажите, вспомнив определение
причастия.
Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.
Может ли причастие быть зависимым словом?
А иметь при себе зависимые слова?
Приведите примеры из текста.
Назовите синтаксическую функцию причастия?
Какова роль определений в тексте?
Слайд 11Некоторые словосочетания в нём выделены.
Перед вами новый слайд. Вы видите
тот же текст
Это причастные обороты. Проанализируйте и сравните их строение
и составьте самостоятельно определение понятия “причастный оборот”.
Слайд 13Перед вами тот же текст без причастных оборотов.
Сравните его с первоначальным
вариантом.
Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи?
Слайд 14Использование в тексте причастных оборотов придаёт ему динамику, образность, яркость описания.
*
Попробуйте вставить (устно) в этот текст другие причастные обороты так, чтобы получилась несколько иная картина лунной ночи.
Слайд 15Какая информация содержится в данном изображении?
Вопрос ставится ко всему причастному обороту.
Найдите в тексте слова, от которых ставится этот вопрос, и обозначьте их графически.
Это определяемые слова.
Выделите графически определяемые слова и причастные обороты в списанном вами тексте.
Слайд 16– Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастными оборотами. Некоторые из
них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит “обособить”? Составьте словарь корня.
Слайд 17Из словаря С.И Ожегова
Обособить – выделить особо, ограничить
Особенный – не такой,
как все, исключительный
Обособленный – стоящий особняком, отдельный
Обособление – выделение, ограничение
Обособиться – выделиться из общего,
изолироваться, занять особое положение
Слайд 18Подумайте, от чего зависит обособленность причастного оборота?
Причастный оборот является обособ-ленным
определением после определяемого слова