Слайд 1Презентация
Лингвистическая игра
«От слова к мысли»
Выполнила
Хрулёва Л.Я., учитель русского языка и
литературы ГБОУ средняя школа №229 Санкт-Петербурга
Слайд 2Лингвистическая игра
«От слова к мысли»
(для 9 и 10 классов)
Слайд 3
Дорогие ребята!
Начинаем нашу игру.
Вначале будет проведена
разминка, в которой за каждый верный
ответ
команда будет
получать жетон. Учитывается скорость и правильность ответа.
Когда вы захотите ответить, вы должны хлопнуть в ладоши. Если вы ответили неверно, то ваша команда лишается права ответа на этот вопрос.
Желаю успеха в игре!
Слайд 4Р А З М И Н К А
1. К какой
языковой семье относится русский язык?
2. К какой группе индоевропейских языков принадлежит русский язык?
3. Из какого языка произошёл русский язык?
4. Какой язык дал начало древнерусскому языку?
5. Сколько букв в русском алфавите?
Слайд 5
6. Образуйте форму множественного числа существительного дно.
7. Кто автор выражения
«Лёгкость в мыслях необыкновенная»?
8. Есть рисуночное письмо, есть иероглифическое…К какому типу письменности относится русское письмо?
9. Каково значение древнерусского слова «рылица»?
10. Кто такой шорник?
Слайд 6
11. Что такое орфограмма?
12. Объясните разницу в значении слов «абонент» и
«абонемент»
13. Из какого произведения вошло в нашу речь выражение «Ах, какой пассаж!»?
14. Назовите литературные произведения, в названиях которых есть числительные.
15. Что значит слово «консолидация»?
16. В каком глаголе сто отрицаний?
17. Как называется писатель, создающий произведения для постановок в театре?
Слайд 7
18. Как называются жители белорусского города Пинск?
19. Древнее слово «бры» имело
значение «бровь». Каково в таком случае буквальное значение слова «белобрысый»?
20. Объясните значение устаревшего слова «петел».
21. Расшифруйте аббревиатуру ИТАР-ТАСС.
Слайд 8Ответы к разминке
1. К индоевропейской
2. К группе славянских языков
3. Из древнерусского
4.
Праславянский
5. 33
6. Донья
7. Н.В. Гоголь «Ревизор»
8. К буквенно-звуковому
9. Лопата
10. Специалист по конской упряжке
Слайд 9
11. Написание слов, которое соответствуют определённому
орфографическому правилу
12. Абонент
– лицо; абонемент – документ, дающий право пользоваться чем-либо
13. Н. В. Гоголь « Ревизор»
14. «Три поросёнка», «Три мушкетёра», «Два капитана» и др.
15. Объединение
16. Стонет
17. Драматург
18. Пинчуки
19. Белобровый
20. Петух
21. Информационное телеграфное агентство России – Телеграфное агентство Советского Союза
Слайд 10Конкурс редакторов
Исправьте пунктуационные ошибки, приводящие к искажению смысла.
1.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
(Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать)
Слайд 11
2. Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.
(Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо)
3. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
(Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях)
4. Настя сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
(Настя сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу)
Слайд 12Конкурс знатоков
Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в
стихотворении
Слайд 13
Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном
(Он растит такую рожь –
С
головой в неё уйдёшь).
Ставит счётчики монтёр,
Ставит фильмы режиссёр
(Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(Пойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк.
Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.
Г. Демыкин
Слайд 14Ответы
Синонимы
1. Строят
2. Организует
3. Устанавливает
4. Снимает
5. Замешивает
6. Распознаёт болезнь
Слайд 15Шуточные вопросы
1. Из какого фразеологизма марсиане
могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?
(Бежать со всех ног)
2. Есть ли ноги у газет?
(Есть, когда их держат «вверх ногами»)
3. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?
(Знать как дважды два).
4. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?
(Делать из мухи слона)
Слайд 16Строим пирамиду
Постройте пирамиду из слов, значения
которых приводятся ниже (все слова
должны
быть на одну гласную букву).
Слайд 17
1. Эпоха, период.
2. Белая поверхность, на
которой демонстрируется
фильм.
3.
Вывоз товара за границу.
4. Движущаяся лестница.
5. Научный опыт.
6. Один из видов энергии,
используемый в технике,
в быту.
1. Отражение звука от
предмета.
2. Набросок рисунка, картины
3. Испытание по учебному
предмету.
4.Отдельный предмет на
выставке, в коллекции.
5. Тот, кто проводит экзамен.
6. На чём готовят пищу.
эра
экран
экспорт
эскалатор
эксперимент
электричество
эхо
эскиз
экзамен
экземпляр
экзаменатор
электроплитка
Слайд 20Этимология слов
В середине XIX века в России было сильным
движение пуристов – ревнителей чистоты русского языка.
Пуристы провозглашали идею очищения
отечественного языка от иноязычных
заимствований и предлагали заменять в
речи иностранные слова их исконно рус-
скими соответствиями, «славянорусскими»
словами.
Слайд 21
В связи с этим противники пуристов придумали анекдот, что
примером такой замены может служить фраза
Грядёт хорошилище по гульдбищу из ристалища на позорище в мокроступах.
Попробуйте, определив значение этой фразы, дать её перевод.
(Идёт франт по проспекту из цирка в театр в галошах).
Слайд 22Конкурс скороговорок
1. Говорил попугай попугаю: « Я тебя
попугай, попугаю». Отвечал ему попугай:«Попугай, попугай, попугай».
2. Рапортовал, да не дорапортавался, а стал дорапортовывать – заропортавался.
3. Шакал шагал, шакал скакал.
4. Бел мел был мал.
5. Курносенький Егорка вскарабкался на горку. Не поймёт Егорка, что за поговорка.
Слайд 23
6.Не забудут Зина с Любой синеглазых незабудок. Много их нарвут и
сразу на окно поставят в вазу.
7.Пётр Петрович, по прозвищу Петров, поймал птицу – пигалицу, понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, а он продал так.
8.Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, пойду к Лавру – про Фрола Лавру навру.
Слайд 24
9. В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре
чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
10.Всех скороговорок не перескороговришь, не перевыскороговоришь.
Слайд 25Отыщи меня
Между слов в стихотворении спрятались насекомые, животные, птицы,
рыбы. В каждых двух строчках кто-то есть. Например:
Была гроза, я целый час
Не открывал от страха глаз(заяц).
Слайд 26
Мне в лесу совсем не худо,
Да и сам я просто чудо!
Высоко
летает стриж
Но со мною не сравнишь.
Я кашу есть не стал…Ещё бы!
Крючок торчит из этой сдобы.
Люблю я край родных озёр,
Шуршит камыш, горит костёр.
Туманы предрассветной ранью
Болота затянули тканью.
Знакома рыбам тень моя,
Над гладью вод танцую я.
Притих камыш. Мелькнула птица,
Всё спит, ничто не шевелится.
Слайд 27
Мне в лесу совсем не худо,
Да и сам я просто чудо!
Высоко
летает стриж
Но со мною не сравнишь.
Я кашу есть не стал…Ещё бы!
Крючок торчит из этой сдобы.
Люблю я край родных озёр,
Шуршит камыш, горит костёр.
Туманы предрассветной ранью
Болота затянули тканью.
Знакома рыбам тень моя,
Над гладью вод танцую я.
Притих камыш. Мелькнула птица,
Всё спит, ничто не шевелится.
Слайд 28Подбери фразеологизм
Он ничего делает
(Бьёт баклуши)
Он очень счастлив
(На седьмом небе от
счастья)
Избегает заслуженного наказания
(Выходит сухим из воды)
Сильно преувеличивать
(Делать из мухи слона)
Слайд 29
Кто-то очень молод, не опытен
(Молоко на губах не обсохло)
Большая часть чего-либо
(Львиная
доля)
Безобидный, добродушный
(Мухи не обидит)
Стараться изо всех сил, усердствовать
(Из кожи вон лезть)
Не отличается большими способностями
(Звёзд с неба не хватает)
Слабое, уязвимое место
(Ахиллесова пята)
Слайд 30Найти новые слова
Подумайте, сколько слов спряталось в слове грамматика
(буквы можно переставлять местами).
Слайд 31Задания для болельщиков
1. Вспомните фразеологизмы, пословицы или
поговорки, в которых встречаются
названия
птиц, животных, насекомых.
2. Дайте шуточный перевод знаменитой фразы
русского языковеда Льва Владимировича
Щербы «Глокая куздра штеко будланула бокра
и курдячит бокрёнка».
Слайд 32
Ребята, вы прекрасно знаете, что в конце
изучения каждой темы,
мы пишем диктант.
Сейчас самый грамотный член каждой
команды напишет диктант, который
отдаст жюри. После этого на экране
появится диктант, и вы сможете себя
проверить.
Диктант
Слайд 33Диктант
На дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввична потчевала исподтишка
коллежского асессора Фаддея Аполлоновича под аккомпанемент виолончели всякими яствами и винегретом с моллюсками.
Слайд 34Диктант
На дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввична потчевала исподтишка
коллежского асессора Фаддея Аполлоновича под аккомпанемент виолончели всякими яствами и винегретом с моллюсками.
10 класс
9 класс
Слайд 35Победил 9 класс!!!
Поздравляем!!!
Слайд 36Победил 10 класс!!!
Поздравляем!!!
Слайд 40Список использованной литературы
1.Внеклассные мероприятия по русскому языку. (Серия«Внимание:
опыт»). /
Под ред. Е.А. Евлампиевой. – Чебоксары: «Клио», 1999.
2. Евлампиева Е.А. Занимательные задания на уроках русского
языка. – Чебоксары: «Клио», 1997.
3. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова,
З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – 2-е изд. дораб. – СПб.: отд-ние
изд-ва «Просвещение», 1995.
4. На берегах Лингвинии: занимат. задачник по рус. яз.: кн. для
учащихся / Л.Д. Чеснокова, С.Г. Букаренко, Л.Л. Дроботова и др.
- М.: Просвещение, 1996.