Слайд 1Презентация к уроку русского языка
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Слайд 2ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
1.Закрепить умения определять общее грамматическое значение прилагательных, их
морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; 2.Повторить словообразование им. прилаг.
Слайд 3Общее грамматическое значение им. прилагательных
1. Обозначает признак предмета 2. Отвечает на вопросы
КАКОЙ? ЧЕЙ? 3. Начальная форма прилагательного - форма М.Р., ЕД.Ч.,ИМ.П.
Слайд 4Признаки предметов могут быть различными:
1. Признаки, обозначающие цвет: синий, красный. 2. Признаки,
обозначающие вкус, запах: горький, пахучий. 3. Признаки, обозначающие оценку: отличный, плохой. 4. Признаки характера: добрый, скромный. 5. Признаки умственной и речевой деятельности: умный, молчаливый.
Слайд 5Морфологические признаки прилагательного
Согласуются с существительным, от которого зависят, в роде, числе
и падеже: цветок голубой – цветы голубые.
Слайд 6Синтаксическая роль в предложении
Ночь была тёмная, по небу двигались толстые пласты
лохматых туч.
Слайд 7Разряды прилагательных по значению
1. КАЧЕСТВЕННЫЕ прилагательные называют признаки, то есть обозначают
различные качества предметов: по величине( большой), по возрасту (молодой), по цвету( красный), по весу (тяжёлый), по внешнему виду ( красивый), по внутренним качествам( добрый).
Слайд 8
Такие признаки у предмета могут быть в большей или в меньшей
степени: сильный – сильнее – сильнейший, умный- умнее - умнейший
Слайд 9Разряды прилагательных по значению
2.ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет (
деревянный дом), указывают на признаки по месту( московские площади), по времени его существования( зимний день), по назначению предмета( спортивная обувь) и т. д.
Слайд 10
Такие признаки не могут быть у предмета в большей или в
меньшей степени
Слайд 11Разряды прилагательных по значению
3. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ прилагательные обозначают признак предмета по его
принадлежности какому – нибудь человеку или животному( отцов дом, мамино письмо, собачья будка, лисий хвост). Такие прилаг.отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Слайд 12
Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей
степени.
Слайд 13
При употреблении прилагательных их значения могут изменяться: ЛИСИЙ СЛЕД, т.е. след
лисы( притяжательное), ЛИСЬЯ ШАПКА, т.е. шапка из лисы ( относительное), но ЛИСЬЯ ХИТРОСТЬ – такая, как у лисы(качественное).
Слайд 14Полные и краткие прилагательные
Краткие прилагательные отвечают на вопросы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО?
КАКОВЫ? В предложении краткие прилагательные являются СКАЗУЕМЫМИ.
Слайд 15Изменение кратких прилагательных
Слайд 16Склонение полных прилагательных
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И ПОЛНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ прилагательные склоняются одинаково- падеж, число
и род определяется по падежу, числу и роду существительного, от которого зависит прилагательное.
Слайд 17Степени сравнения прилагательных
Степени сравнения имеют ТОЛЬКО качественные прилагательные, так как только
они обозначают признаки , которые могут проявляться у предмета в большей или в меньшей степени.
Слайд 18Степени сравнения прилагательных
Слайд 19СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1. С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ: -ИН, -ЫН,-АН,-ЯН,-Н,-Л,-ОНН,- ЕНН, -К, - СК:
курИНый, гореЛый, немецКий и т.д. 2. С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК: БЕСшумный, НЕнадежный, АНТИнаучный, ПРЕгрубый и т.д. 3. С ПОМОЩЬЮ СЛОЖЕНИЯ ОСНОВ: русско-немецкий, вагоноремонтный, древнерусский