Слайд 1КАК ДОСТИЧЬ ЦЕЛИ В ОБЩЕНИИ
Игнатова Е.С.
Сухогузов М.Н.
Слайд 2Задачи
Совладание с завышенными ожиданиями и тревожностью при достижении коммуникативной цели
Формулировка осознанной
коммуникативной цели
Техники и навыки уверенного поведения
Умение говорить «Нет»
Слайд 3Упражнение: Взгляни на свои ожидания…
От сегодняшнего дня я ожидаю__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
От партнера /
детей я ожидаю_______________________________________________________________________________________________________________________________________________От этого года я ожидаю_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
От места отдыха я ожидаю_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
От политиков я ожидаю_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 4
Душевная боль возникает от ощущения беспомощности в данной ситуации. Мы сталкиваемся
с отсутствием или нехваткой сил для того, чтобы изменить ситуацию.
Каждая обида – это сигнал о том, что мои желания, потребности не удовлетворены, границы – нарушены, ценности дискредитированы. Спросите себя:
Конкретно сейчас я готов поступиться тем, что для меня важно?
Важно ли это для меня на самом деле?
Знаю ли я вообще, что для меня важно?
Готов ли я это защищать?
Это ключевые вопросы в отношении того, как дальше поступать в обидной ситуации. Вы всегда имеете право на удовлетворение своих потребностей и право жить, исходя из своих ценностей. И вы всегда можете выбрать изменить ценности и отложить удовлетворение потребностей, если они на самом деле не столь важны для вас.
Поведение обиженного человека
Реакция «нецивилизованного» человека на обиду, как на любой другой стрессовый фактор — бороться, убежать или спрятаться (замереть, сдаться).
Слайд 5Ожидания и цель
Вы всегда имеете право на удовлетворение своих потребностей и право жить,
исходя из своих ценностей. И вы всегда можете выбрать изменить ценности и отложить удовлетворение потребностей, если они на самом деле не столь важны для вас.
Слайд 6Упражнение: Формулируем цель
Цель – это то, что Вы хотите достичь в
результате совместных действий
Ответьте на вопрос: «Зачем мы вступаем в коммуникацию»
выяснить
убедить
доказать
получить и др.
Слайд 17Упражнение:
составляем Я-высказывание
Необходимо что-то сделать, а Вам не звонят до последней
минуты
Вас перебивают
Никогда не вспоминают о Вашем дне Рождения
Докучают Вам вопросами
Никогда не делают так, как предлагаете Вы. Поступают по своему усмотрению
Слайд 24Упражнение: Ассертивная просьба
1. Сфера обслуживания: Вы купили себе (вроде бы) прекрасные
ботинки, но не прошло и недели, как подошва отклеилась. Можно, конечно, и починить, но магазин находится ближе, чеки у вас сохранились, так что разумнее потребовать замены. Право на вашей стороне, но вам никто не гарантирует, что в этом конкретном магазине на ваше требование ботинки заменить (выраженное, естественно, в форме вежливой просьбы) вам сразу же улыбнутся и вручат другую пару. Вполне вероятно, что и продавец, и вызванный по вашей просьбе (такой же вежливой и такой же твердой) заведующий секцией будут упираться.
2. Дети: «Мама, я хочу мороженое»
Слайд 26Дополнительные техники отказа
Держите паузу
Следите за невербальным поведением
Проявляйте сочувствие
Остерегайтесь чувства вины: не
перебирайте с извинениями «Простите меня за то, что мои интересы для меня ближе ваших»
Слайд 27Прежде чем ответить «да» или «нет», задайте себе 3 вопроса:
Есть ли
у меня время на исполнение того, что будет означать моё «да»?
Достаточно ли моих знаний, опыта, ресурсов?
Кто будет в выигрыше от всего этого?
Слайд 28Как сказать «нет» коллеге
Соглашайтесь поработать дополнительно только тогда, когда уверены,
что эта работа впишется в ваш нынешний график и что она действительно того стоит. Или если работа пойдёт на пользу вашим собственным интересам и приоритетам.
В качестве защиты можно использовать встречную просьбу: «А я как раз собирался просить тебя помочь в обработке данных У тебя это получается лучше всех, а я в этом слабоват». После такой встречи коллега впредь не рискнёт пытаться переложить на вас свою работу.
Слайд 29Как сказать «нет» начальнику
Если ваш начальник загрузил вас массой «срочных» дел,
попросите его совета в расстановке приоритетов ваших задач. Опишите вашу ситуацию спокойно и без критики и сформулируйте свои предложения по решению проблемы. Оцените трудоёмкость всех полученных заданий и узнайте у шефа, к какому сроку должно быть выполнено каждое из них.
Не соглашайтесь на дополнительную работу только для того, чтобы продемонстрировать боссу свою лояльность. В этом случае вас будут нагружать бесконечно.
Ваша карьера зависит от успешности выполненной работы, а не от способности взваливать на себя непосильную ношу и, находясь в состоянии постоянного стресса, делать работу кое-как.
Слайд 30 Не бойтесь говорить «нет» на работе.
Вы имеете все основания претендовать
на уважительное отношение к себе и к тому, что чем вы занимаетесь, и полное право на собственный выбор во всём, что касается вашей работы.
Никто лучше вас не знает, какой объем дополнительных поручений вы можете взять на себя.
Слайд 31Как отказать продавцу
Не забывайте: задача продавца – продать побольше и
подороже. То есть он действует не в ваших интересах.
Не поддавайтесь на манипуляции и провокации!
Слайд 32Как отказать на предложение проведения совместного досуга?
Скажите «спасибо». Человек полагает, что
заботится о вас, и поэтому вам следует в первую очередь проявить признательность, чтобы никак не навредить дальнейшим отношениям.
Твёрдо обозначьте свою позицию, чтобы у собеседника не оставалось надежды переубедить вас.
Честно объясните причину отказа.
Слайд 33Как отказать близкому человеку?
Точно также как и в предыдущем случае:
Поблагодарите;
Будьте
честны;
Объясните причину.