Слайд 1Преемственность дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в реализации инклюзивного подхода
Кузнецова Марина
Владимировна,
научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ
Москва 2013
Слайд 2Введение инклюзивной формы обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы
в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства.
Слайд 3Инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как
локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом.
Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса:
детей с ОВЗ
и их родителей,
нормально развивающихся учащихся и членов их
семей,
учителей и других специалистов образовательного пространства,
Администрации
Других организаций (ППМС-центр, ОПМПК, социальные службы, коррекционные СОШ и ДОУ, медицинские организации, дополнительное образование)
Слайд 4Поэтому деятельность каждой общеобразовательной организации должна быть направлена не только на
создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ,
но и на обеспечение преемственности дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в реализации инклюзивного подхода.
Слайд 5 Преемственность инклюзивного образования
Проблемы :
Отсутствие взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ
и школ
Отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка при поступлении в школу
Трудности родителей при выборе школы
Готовность педагогических кадров и администрации ОУ к решению проблемы
Слайд 6Преемственность дошкольного и начального образования предполагает:
Непрерывность в обучении и воспитании
ребёнка
Наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода
Сохранение, развитие, качественное преобразование при переходе к новому состоянию.
Слайд 7Основные принципы инклюзивного образования:
Эволюционность и поэтапность развития инклюзивной практики, системности
изменений в образовании в целом.
Слайд 8Для обеспечения эффективного процесса сопровождения ребенка с особыми возможностями здоровья на
протяжении всего процесса образования, необходимо организовать продуктивное взаимодействие между всеми субъектами, участвующими в данном процессе на базах дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций:
ДОУ – СОШ
Наличие договора о сотрудничестве (ППМС-центр, ОПМПК, социальные службы, коррекционные СОШ и ДОУ, медицинские организации, дополнительное образование)
Наличие в ОУ специалистов сопровождения
Слайд 9АДМИНИСТРАЦИЯ ДОУ и СОШ
Создание материально – технических условий для сопровождения детей
Локальные
акты
Договор с родителями
Обеспечение методическими ресурсами
( литература, ИКТ и т.д.)
Слайд 10ПЕДАГОГИ И СПЕЦИАЛИСТЫ ОУ
Участие специалистов и педагогов ДОУ и СОШ в
совместных мероприятиях:
- Психолого-педагогические консилиумы ОУ (совместное обсуждение условий для сопровождения детей)
Педагогические советы
Взаимодействие с целью обмена опытом
Взаимодействие педагогов ДОУ и СОШ
Взаимодействие специалистов ДОУ и СОШ
Продуктивное сотрудничество педагогов специалистов сопровождения ДОУ и СОШ
Умение работать с детьми с различными нарушениями в развитии
Посещение курсов повышения квалификаций
Слайд 11ДЕТИ
Взаимное посещение ДОУ – СОШ ( экскурсии, праздники), с целью
уменьшения проблем адаптации и формирования мотивации у дошкольников к обучению в школе. Так же, такие посещения могут содействовать уменьшению проблем адаптации у младших школьников – они будут шефствовать над дошкольниками, тем самым укрепляя свои позиции в школе и коллективе.
ДЕТИ с ОВЗ
- возможно, необходимо будет организовывать отдельные индивидуальные посещения ребенком школы в течение года, чтобы он адаптировался к окружающей среде, знал учителя, знал где находится и мог найти свой класс и другие необходимые помещения.
Слайд 12РОДИТЕЛИ
Просвещение (родительские собрания, информирование о возрастных изменениях, особенностях поведения, возможностях взаимодействия
разных детей)
Помощь в выборе СОШ ( знакомство с системой и условиями образования в школе)
Посещение школы
Знакомство с учителем и специалистами сопровождения в СОШ
Участие родителей в обсуждении создания условий для дальнейшего сопровождения ребенка (участие в совместных консилиумах ДОУ-СОШ, касающихся сопровождения ребенка)