Предмет, распредмечивание, опредмечивание презентация

Что такое предмет и объект? (трактовка в рамках философии науки) Представления о предметах (науки, познания) складываются в новое время в рамках методологии. Здесь предмет, во-первых, ставится в соответствие объекту (как

Слайд 1Предмет, распредмечивание, опредмечивание

Доклад на конференции по схематизации
Розин В.М.


Слайд 2Что такое предмет и объект? (трактовка в рамках философии науки)
Представления о предметах

(науки, познания) складываются в новое время в рамках методологии.
Здесь предмет, во-первых, ставится в соответствие объекту (как знание о нём),
во-вторых, рассматривается как метод, характерный для данной науки или дисциплины,
в-третьих, противопоставляется другим предметам (разные предметы – разные методы познания, теории и дисциплины).


Слайд 3Необходимость в понятии «предмет» и «объект» возникла в связи с проектированием

и рефлексией в методологии новых наук (о природе); см. доклад Г.П.Щедровицкого.
Первое понятие призвано было схватить особенности разных методов и форм организации знаний, характерных для этих наук, второе – структуру идеального построения, которое конституировалось в рамках этих методов и к которому относились новые знания.
При этом идеальное построение (объект) получал двойную трактовку: один раз по отношению к своему предмету (сконструирован на языке математики, конституирован в эксперименте), другой раз по отношению к эмпирическому объекту вне науки (это идеальный объект - природы).

Слайд 4
Методология, с одной стороны, осуществляет критику и проблематизацию сложившихся, неэффективных способов

мышления, с другой – проектирует и создает новые, более эффективные способы мышления.
При этом методолог стремится сохранить связь новых способов с существующими, соединяя их между собой.
Тип связи может быть разным, что видно по понятиям функционирование, развитие, становление .
Предмет и объект – два полюса подобной связи. Объект указывает на то, что объединяет неэффективные и эффективные способы мышления и не зависит от человека (мир вне его), а предмет – на то, что их разделяет, связано с его действиями.


Слайд 5Методологическая трактовка предмета
Полный цикл методологической работы включает в себя четыре

звена:
– Осуществляется критика и проблематизация сложившегося предмета (дисциплины);
– В методологии с опорой на схемы строится объект (в языке деятельности и мышления), трактуемый как описание сложившегося предмета.
– С этим объектом (на этом объекте) осуществляются преобразования, обеспечивающие решения поставленных проблем;
– Полученные при этом знания относятся не только к новому построению («кандидату будущего объекта» – «объекту кандидату»), но и к исходной предметной области.

Слайд 6Предмет, распредмечивание, опредмечивание
Выделение в методологии предмета предполагает две процедуры: распредмечивание и

опредмечивание.
Распредмечивание позволяет лишить критикуемую и проблематизируемую предметную область статуса существования (в плане эпистемологического понимания).
Опредмечивание наделяет новые знания, характеризующие «объект-кандидат», и сам объект-кандидат, статусом существования (по отношению к исходной предметной области).

Слайд 7Объект и объективация
Чтобы восстановить целостность предмета, нарушенную в ходе методологической работы

(ведь исходный предмет был лишен статуса существования и заменяется новым построением), и связать процедуры распредмечивания и опредмечивания, методолог полагает новый объект («объект-отнесения»), к которому относит как знания исходного предмета, трактуемые, правда, как неадекватные, так и знания, полученные в процедуре опредмечивания, понимаемые уже как истинные.
Наделение объекта-кандидата статусом существования в процедуре опредмечивания, а также отождествление его с объектом-отнесения можно понимать как объективацию.

Слайд 8
СХЕМЫ (методологическое

↓ пространство)
ОБЪЕКТ-КАНДИДАТ
↓ (объект отнесения) ↓
_________________________________

↑ (распред.) │ ↓ (опред.)

Сложившийся │ Новый
предмет предмет

Слайд 9Различение
Необходимо различать объектную область заданную знаниями и практикой (например, феномен любви

до Платона), объект как идеальное построение, представляющий данную объектную область (конструкция платонической любви в «Пире»), и новый эмпирический объект, сложившийся под влиянием идеального построения (реальная практика платонической любви после «Пира»).
Первое можно поставить в соответствие со сложившимся предметом, второе – с объектом кандидатом, третье – с реальным объектом, который описывает новый предмет.

Слайд 10Предметная организация
При построении и обосновании теории деятельности Щедровицкий утверждал, что объектом

этой теории является именно деятельность, а предмет, конституируется в рамках методологического мышления.
Соответственно распредмечивание получало трактовку рефлексии, а опредмечивание понималось как построение объекта-кандидата, его объективаций и собственно нового предмета. Логический контроль при разворачивании этих процедур осуществлялся на основе методологического варианта системно-структурного подхода.
Всю эту сложную работу Щедровицкий называет «предметной организацией» и развитием деятельности. Эквивалентом предмета здесь выступает «организованность деятельности».


Слайд 11

СХЕМЫ
↓ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-КАНДИДАТ
_________________________________

↑ (рефлексия) │ ↓ (субъективация)
Организован - │ Организованность
ность деятель- │ деятельности 2
ности 1
―►
Развитие деятельности


Слайд 12Иллюстрация 1
В первой программе ММК мышление изучалось в рамках предмета содержательно-генетической

логики.
Проблематизация и рефлексия изучения мышления (попытки представить его как процесс, понять механизмы функционирования и развития и пр.) позволили выйти на новые схемы и объектные представления, которые выступили основанием построения двух новых предметов – деятельности и методологии.
В рамках этих предметов мышление было переосмыслено как «методологическое мышление» и по-новому изучалось – конституировалось в деятельности методологов.


Слайд 13

СХЕМЫ

Объекты кандидаты
________________________________

↑ ↓ ↓
Содер.-генет. Теория Методология
логика деятельности
Мышление ↓
Методологическое
мышление

Слайд 14Иллюстрация 2
Первоначально я считал, что схемы принадлежат предмету семиотики и соответственно

применял к ним методы семиотической реконструкции. В семиотику я вводил схемы в рамках процедур распредмечивания-опредмечивания.
Критика этого подхода со стороны С.Попова и собственные противоречия заставили меня, с одной стороны, сделать новую реконструкцию семиотического подхода и предмета (осуществить ещё одно распредмечивание), а с другой – отрефлексировать собственную работу со схемами как идеальными объектами.
В результате я пришел к выводу, что учение о схемах должно строится как самостоятельная дисциплина (предмет), а не раздел семиотики.
Создавая новую дисциплину и предмет («схемологию»), т.е. осуществляя предметизацию, я стал описывать методы работы со схемами, осмыслять их категориально, обсуждать возможную онтологию схемологии.
Кроме того, я предполагаю, что схемология это методологическая дисциплина, родственная другим методологическим предметам, а именно семиотике, «символогии», «нарративологии», «учению о реальностях».

Слайд 15
СХЕМЫ 2

(методологические)

Объекты кандидаты
_________________________________

↑ ↓
СЕМИОТИКА СХЕМОЛОГИЯ
СХЕМЫ 1 СХЕМЫ 3
(замещения) (из схемологии)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика