Слайд 1Права собственности и административные барьеры: опыт анализа «дачной амнистии»
Е. Хмельницкая, Лаборатория
прикладного анализа институтов и социального капитала НИУ ВШЭ
Слайд 2Мотивация
Права собственности влияют на уровень инвестиций и являются одним из важнейших
факторов развития (De Soto (2004), Galiani et al. (2009), Field (2005), etc.)
Почему в России владельцы дачных участков не регистрируют права собственности?
Слайд 3Связь между защитой прав собственности и развитием
International Property Rights Index (2009)
R2=0,61
Слайд 4«Учение» Де Сото
В развивающихся странах значительные активы сконцентрированы в рамках так
называемого внелегального сектора
Одна из основных причин того, что эти активы остаются за рамками формального сектора экономики – высокие барьеры на вход
Вовлечение этих активов в формальную систему прав собственности будет способствовать экономическому и социальному развитию страны
Слайд 6“Дачная амнистия” (2006 год)
Снижены издержки государственной регистрации прав
Отменена плата за приватизацию
земель садоводческих (дачных, огороднических) товариществ и обществ
Отменена процедура приватизации земельных участков, переданных не в собственность, а, например, в постоянное бессрочное пользование
Разрешена регистрация в случае несовпадения фактических размеров участка и размеров, указанных в документах
Устранена необходимость получения техпаспорта (для дачных домов)
Устранена необходимость получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию (для индивидуальных жилых домов)
Предоставлена возможность зарегистрировать права собственности в административном порядке (не только через суд)
Слайд 8Итоги «Дачной амнистии»
По нашей оценке за 4 года действия реформы около
45% земельных участков было зарегистрировано
Слайд 9Задача исследования
Выявление и анализ препятствий «дачной амнистии»
Слайд 10Предложение - факторы, оказывающие влияние на издержки регистрации
Пороки дизайна реформы
Государство оказало
недостаточную ресурсную поддержку реформе
Коррупция и неэффективность бюрократии
Слайд 11Спрос – мотивы собственников
Два мотива регистрировать права собственности:
Закрепить права собственности
Уверенность в
существующих правах собственности
Уверенность в зарегистрированных правах собственности
Возможность продать, сдать в аренду, взять кредит под залог (использовать как актив).
Насколько развит в этом районе рынок недвижимости
Насколько участок воспринимается как актив
Стоимость земли оказывает влияние на тот и другой тип стимулов
Слайд 12Классическая теория возникновения прав собственности
Изменения в системе прав собственности происходят в
том случае, если ожидаемые выгоды от реализации этих изменений превышают издержки (Demsetz (1967))
Слайд 13Взаимосвязь хода реформы и экономического роста в регионах РФ
Количество зарегистрированных в
2009 году объектов в расчете на 1000 единиц населения
Средний экономический рост за 2000-2007 года
Слайд 14«Дачная амнистия» и уровень развития регионов
Слайд 15Оценка административных барьеров
Число процедур
Затраты времени
Затраты средств
Ясность и прозрачность процесса
Djankov et al.
(2002)
Слайд 16Описание данных
Опрос дачников (700 респондентов)
7 районов: 2 района СПб и 5
районов Ленинградской области
Члены садоводческих и других подобных объединений и владельцы дачных участков, не являющихся членами подобных объединений
Слайд 19Спрос – мотивы собственников
Основная цель регистрации дачных участков – закрепление прав
собственности, не участие в земельном рынке
Основные причины отказа от прохождения процесса государственной регистрации:
уверенность в защищенности существующих прав собственности
неосведомленность о необходимости прохождения каких-либо дополнительных процедур для формального закрепления прав
Слайд 21Минимальный набор процедур
Доказательство наличия прав собственности в судебном порядке
Получение копий документов
в местной администрации
**Приватизация земель садоводческих (дачных, огороднических) товариществ и обществ
Приватизация земельных участков, переданных не в собственность, а, например, в постоянное бессрочное пользование
Межевание
**Покупка «лишних» земель в случае превышения фактической площади участка над площадью, прописанной в документах
Получения техпаспорта (для дачных домов)
**Получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию (для индивидуальных жилых домов)
Согласование границ участка
Подача документов в кадастровую палату
Подача документов в регистрационную палату
Слайд 22Средние временные издержки регистрации в разрезе по годам
Слайд 24Информационные издержки
Информационные издержки высоки, процесс запутан – нельзя заранее предсказать, сколько
отнимет времени и средств
Основной источник получения информации – друзья и знакомые (около половины респондентов)
Слайд 26Теория (?) второго лучшего
Реформы, направленные на повышение эффективности только части системы,
могут привести не к увеличению, а, наоборот, к снижению эффективности системы в целом (Lipsey, Lancaster (1956-1957))
Вовлечение в процесс частных организаций может привести к негативным результатам (Полищук, Борисова, Пересецкий (2010))
Слайд 29Посредники и финансовые издержки
Слайд 31Дискриминация и финансовые издержки
Слайд 32Результаты
После начала действия реформы не наблюдается сокращение издержек, связанных с процессом
государственной регистрации
Мы находим несколько подтверждений наличия коррупционной составляющей:
Наличие положительной связи между скоростью работы чиновников и финансовыми издержками
Наличие положительной связи между личными характеристиками (уровень дохода и наличие страховки) и финансовыми издержки
Рост как финансовых, так и временных издержек в случае обращения к посредникам
Несмотря на значительные издержки, большая часть респондентов уже прошли процесс юридического оформления прав собственности