Слайд 1Познавательные универсальные учебные
действия
СТАРИКОВА А.В.
педагог-психолог
Слайд 2Универсальные учебные действия
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта;
совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
(Асмолов А.Г.)
Слайд 3Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе
Формирование УУД как цель
образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Слайд 4Методологические основы УУД
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Использование основной мысли о интериоризации
и становлении натуральных психических функций в высшие при взаимодействии со взрослым. Важность обучение. Зона ближайшего развития.
Деятельностный подход А.Н. Леонтьева
Использование представлений о структуре деятельности (деятельность – мотив, действие – цель, операция - условие). Действие - процесс, направленный на реализацию цели, где цель - это образ желаемого результата. Деление действий на операции.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
Использование основных представлений о процессе формирования действий. Этапы и условия формирования универсальных действий.
(продолжали традиции Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.)
Слайд 5Виды универсальных учебных действий
Слайд 6Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные
действия обеспечивают способность к
познанию
окружающего мира: готовность
осуществлять направленный поиск,
обработку и использование информации.
Слайд 7Познавательные универсальные учебные действия
Слайд 8Познавательные УУД в начальной школе
Основные особенности младшего школьного возраста:
Ведущая деятельность –
учебная (направлена на усвоение системы научных понятий, коренным образом трансформирующих сознание ребенка и все его психические функции (Л. С. Выготский)).
Состоит из
Мотивов (движут учеников познавать и учиться);
Учебных задач (направлены на анализ ребенком условий происхождения теоретических понятий и на овладение соответствующими обобщенными способами действий);
Учебных действий (с их помощью решается учебная задач);
Учебные операции (из них состоят действия, вначале обучения имеют развернутый вид – лучше усваивается способ действия);
Слайд 9Учебное действие
Преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения к рассматриваемой системы;
Моделирование выделенного
отношения в предметной, графической и знаковой форме;
Преобразование модели отношения для изучения его свойств в чистом виде;
Выделение и построение серии конкретно-частных задач, решаемых общим способом;
Контроль за выполнением предыдущих действий;
Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Слайд 10Уровни сформированности учебных действий
Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности;
Выполнение учебных
действий в сотрудничестве с учителем;
Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач;
Слайд 11Уровни сформированности учебных действий
Адекватный перенос учебных действий;
Самостоятельное построение учебных целей;
Обобщение учебных
действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.
Слайд 12Развитие младших школьников
Центральная линия развития – интеллектуализация и формирование опосредствованности и
произвольности всех психических процессов.
Центральными новообразованиями являются словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь.
Слайд 13Развитие младших школьников
Формируются психологические компоненты:
Анализ;
Рефлексия;
Планирование (реализацию внутреннего плана действий);
Способность к генерализации
отношений в образной форме в восприятии.
Слайд 14Познавательные УУД в средней школе
(исследовательские и проектные действия)
Внедрение новых форм работ
в учебную
деятельность связано со спецификой
развития учеников в подростковом возрасте.
Слайд 15Особенности подросткового возраста
Освоение «новой телесности», связанной с процессами полового созревания, формирование
полоролевой идентичности и телесного образа Я;
Развитие абстрактного мышления;
Приобретение навыков межличностного общения, вхождение в группу сверстников;
Слайд 16Особенности подросткового возраста
Становление новых отношений в семье на основе освобождения от
родительской опеки, автономии и независимости;
Выработка жизненной философии и системы ценностей;
Постановка задач будущего в области карьеры и образования.
Слайд 17Познавательная сфера
подростков
Расширение применения учебных действий, которым обучались школьники в начальной школе;
Развитие
обобщения на более широком уровне;
Развитие прогностичности (умение видеть перспективу и будущее).
Слайд 18Проектная и исследовательская деятельность
Направлена на
Создание продукта, значимого для других (наличие социальных
мотивов);
Реализацию потребностей учащихся в общении со значимыми группами одноклассников, учителей;
Сочетание различных видов познавательной деятельности (внедрение новых видов деятельности как средство повышения мотивации обучения).
Слайд 19Важно понимать:
Значимость формирования универсальных учебных действий (преемственность УУД: от начальной школы
к средней и старшей, от старшей к высшему образованию);
Связь уровня формирования УУД с познавательной мотивацией (не хочет не умеет);
Связь всех видов УУД между собой. (рассматривать ученика как единое целое)