ПОЗНАНИЕ презентация

Содержание

Познаваем ли мир

Слайд 1ПОЗНАНИЕ
Учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №22» г. Новотроицка
Оренбургской области


О. Ф. Свистунова

Процесс получения знаний

ГНОСЕОЛОГИЯ


Слайд 2Познаваем ли мир


Слайд 3Подходы к решению проблемы познаваемости мира
Мир познаваем и познание есть единство

чувственного и рационального

Большинство

Решающую роль играют ощущения и восприятия

Сенсуализм
(Дж. Локк)

Решающую роль играют мыслительные операции

Рационализм
(Р. Декарт)

Решающую роль играют опыт, эксперимент

Эмпиризм
(Ф. Бэкон)

Мир познать невозможно

Агностицизм
(И. Кант)

Два уровня познания


Слайд 4Познаваем ли мир
АГНОСТИЦИЗМ - ( ОТ ГРЕЧ. НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ

ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ.
(агностики)
КОНВЕНЦИАЛИЗМ - ЗНАНИЯ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - ПРИЗНАВАЯ СЛОЖНОСТИ ПОЗНАНИЯ, НЕ ОТРИЦАЮТ ЕГО.


Слайд 5Познание как деятельность
Знания не возникают сами по себе. Они результат особого

процесса — познавательной деятельности людей.

Слайд 6«Знание-сила».(Ф.Бэкон)
Деятельность человека
основана на использо-
вании знаний накоп-
ленных человечеством


Слайд 7«Знание-сила».(Ф.Бэкон)
Знания человечества

Каждый человек, пропуская
через себя огромный информационный
поток, усваивает лишь

небольшую его часть

Это - усвоенные нами знания


Слайд 8«Знание-сила».(Ф.Бэкон)
Разнообразие знаний


Слайд 9Способы получения знаний.
Знание приобретается
в результате опыта!!!


Слайд 10Способы получения знаний.
цель
Знание-результат специально-
организованной деятельности


Слайд 11Познание как деятельность
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ВЫДЕЛЯЕТ

ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.
ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО

ПОЗНАНИЯ:
ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ :
ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ( НА УРОВНЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ)
СВЯЗАНО С МЫШЛЕНИЕМ - ЯЗЫКОМ


Слайд 12Виды познавательной деятельности
В СООТНОШЕНИИ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ РАЗЛИЧАЮТ ПОЗИЦИИ СЕНСУАЛИСТОВ

И РАЦИОНАЛИСТОВ.

СЕНСУАЛИСТЫ НА ПЕРВОЕ МЕСТО СТАВЯТ ЧУВСТВЕННУЮ ПОЗНОВАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ, А РАЦИОНАЛИСТЫ ПРИЗНАЮТ ТОЛЬКО РАЗУМ.

ПРИЗНАНО , ЧТО ЧУВСТВЕННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ, НЕ СМОТРЯ НА ЕЁ ОГРАНИЧЕННОСТЬ – ЕДИНСТВЕННЫЙ КАНАЛ С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ЧЕЛОВЕК НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАН С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ПРЕОДОЛЕВАЕТ НЕДОСТАТКИ ЧУВСТВЕННОГО И ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОСТУПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.


Слайд 13Формы чувственного познания
Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий
Представление
Целостный

образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений

Восприятие

Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов

Ощущение


Слайд 14Виды чувственного познания мира.
ощущение
восприятие
представление


Слайд 15Каналы получения информации.
через органы чувств
(аристотель)
!
!


Слайд 16Каналы получения информации.
через органы чувств
(дополнительные)


Слайд 17Каналы получения информации.
информация


В современном обществе информация становится жизненно необходима


Слайд 18Мышление
информация


мышление
Мышление, рациональное познание
-это необходимый этап познавательной деятельности человека


Слайд 19Формы рационального познания
Вывод нового знания на основе имеющихся суждений
Умозаключение
Логическая связь понятий
Суждение
Логически

обобщенный образ предмета

Понятие


Слайд 20?
Рациональное познание, в отличие от чувственного:
дает истинные знания о предмете
опирается

на ощущения
расширяет представления о мире
использует логические умозаключения

В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:
непосредственное восприятие предмета
систематизация информации
классификация полученных данных
формирование понятий


Слайд 21Мыслительные операции

Маленький
и большой

Сравнение

Красный-
вкусный

Уподобление

Фрукты

Отвлечение

Яблоки

Обобщение


Слайд 22Мыслительные операции
фрукт
желтый
трава
Изогнутый
Гроздь
Африка
Мякоть
Формирование понятий

Понятие - это мысль,
отражающая предметы
или явления в их признаках


Слайд 23понятие
Мыслительные операции
понятие
понятие
понятие
+
Суждение
Суждение - форма мысли,

в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.

Слайд 24Мыслительные операции
Умозаключение - логический вывод, связывающий два или более суждения.
Суждение1


Слайд 25Взаимосвязь чувственного и рационального познания
Развитие умственных способностей связано
с чувственными ощущениями


Слайд 26Основные мыслительные операции




анализ
синтез


сравнение

абстрагирование

обобщение
разложение целого на части
объединение частей в единое целое
сопоставление
ряда

явлений и
предметов для
выявления у них
общего или
различий

формирование образов
реальности посредством
отвлечения и пополнения

переход от единичного к общему


Слайд 27?

Что такое абстрагирование?

Приведите пример абстрагирования.


Слайд 28Стороны процесса познания

Субъект
Объект

Цель - познание
окружающего
мира


Слайд 29Стороны процесса познания
Полученное знание зависит от метода познания.
Возможно существование нескольких теорий

одновременно.

Слайд 30Роль практики в познании
Практика – материальное освоение человеком окружающего мира.


Слайд 31?

Докажите, что практика – основа познания


Слайд 32ИСТИНА –
ЭТО СООТВЕТСТВИЕ
ПОЛУЧЕННОГО
ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ


Слайд 33СВОЙСТВА ИСТИНЫ
Истина – это соответствие знания объекту, действительности
Истина выступает как согласие

разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной первоосновы мира

Важнейший признак истинного знания -ясность.


Слайд 36Противоположности истины
Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету.

Ложь – преднамеренное

введение в заблуждение.

Слайд 37Истина
Истина – соответствие представлений о предмете самому этому предмету.

Относительная истина
Абсолютная истина
Субъективность

Объективная

истина

Главный критерий истины – практика!


Слайд 38ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
ИСТИНА

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА- - ЭТО ОГРАНИЧЕННОЕ ВЕРНОЕ ЗНАНИЕ О

ЧЕМ- ЛИБО

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – ЭТО ПОЛНОЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩЕЕ ЗНАНИЕ О СЛОЖНОМ ОБЪЕКТЕ

КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ ПРАКТИКА



Слайд 39?

Полное, исчерпывающее знание называется:
относительной истиной
абсолютной истиной
объективной истиной
теорией


Слайд 40Критерии истины
Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный

опыт.
У рационалистов — критерием истины выступал разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями — «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.

Слайд 41Виды познания мира
У мира множество путей
Какие виды познания вам известны?

Подумайте, в чем
заключаются особенности каждого вида?

Слайд 42Виды познания мира
Обыденное сознание отличается непостоянностью,
изменчивостью под воздействием обстоятельств.
Всегда ли одинакова

оценка одних и тех же событий?

Слайд 43Виды познания мира
Восприятие искусства носит индивидуальный характер
Нравится
Нравится
Не нравится


Слайд 44Виды познания мира
Научное познание объективно и не зависит от сознания
человека
2

Х 2=4

2 Х 2=4

2 Х 2=4



Слайд 45Наука – основная форма познания
стремление к объективности
целенаправленность
определенные методы
точность
особый язык
выявление законов и

закономерностей, более глубоких знаний

+ искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт…


Слайд 46?

Установите соответствие


Слайд 47Уровни научного познания
Основные формы знания – закон, принцип, научная теория
Основные формы

знания – факты и эмпирические законы

Главная задача – объяснение изучаемых явлений

Главная задача – описание предметов и явлений

Рациональные формы познания ПСУ

Чувственные формы познания ОВП

Теоретический

Эмпирический


Слайд 48Теория как форма научного знания
Теория - особым образом построенная система
взаимосвязанных

утверждений, законов науки

Слайд 49Этапы теоретического познания
постановка цели и задач
анализ литературы по теме
формулировка гипотезы
организация и

проведение исследования
анализ и обобщение полученных данных
проверка гипотезы
формулировка законов , научных прогнозов

предположение


Слайд 50Гипотеза и закон
Гипотеза
Закон
В чем разница между гипотезой и законом?
Приведите

примеры закона и гипотезы

Слайд 51Когда гипотеза становится законом?
Гипотеза и закон
Гипотеза
Закон


научный эксперимент


Слайд 52Гипотеза и закон
Статистические данные


Слайд 53Методы научного познания
Метод – совокупность приемов получения определенного результата
Метод познания –

способ познания явлений природы и общественной жизни с целью построения обоснования системы знаний


Слайд 54ПОНЯТИЯ
ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio - выведение) – цель умозаключений (рассуждений), в

результате которых их общих знаний человек получает знание конкретное
ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio - наведение) – умозаключение от фактов к общему утверждению

Слайд 55Моделирование
МОДЕЛЬ - это нечто, способное заменить в определенном
отношении изучаемый предмет,

это не само явление, а
его упрощенное изображение.

моделирование


Слайд 56Моделирование
Причины перехода людей на альтернативные формы
познания- «Кризис науки»
Познание
Циклы


Слайд 57?

Установите соответствие


Слайд 58Основные отрасли научного познания
Физика
Химия
Биология
Информатика
Генная инженерия
История
Социология
Политология
Филология
Психология
Этика


Слайд 59Виды ненаучного познания


Слайд 60Виды ненаучного познания
Миф
Виды мифов
Мифы очищенные от элементов святости
превратились в

сказки и героические эпосы

Слайд 61Виды ненаучного познания
Народная мудрость
свойства


Слайд 62Виды ненаучного познания
Искусство
Эмоциональная
окраска
Образная
система


Слайд 63Виды ненаучного познания
Жизненный опыт
Практическая деятельность
...И опыт ,сын ошибок трудных
На

ошибках учатся

Слайд 64Виды ненаучного познания
Паранаука
Причины


Слайд 65ОТЛИЧИЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТ ОБЫДЕННОГО
наука ориентирована на познание сущности предметов и

процессов, что не свойственно обыденному познанию
научное познание требует особых языков науки;
в отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы, формы, инструментарии познания
для научного познания характерны планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования
отличны и способы обоснования истинности знаний


Слайд 66Специфика познания общества


Слайд 67?

Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А. Социальное знание связано

с интересами субъектов социального познания.
Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
верно только А
верно только Б
верно А и Б
оба суждения неверны


Слайд 68Самооценка
Самооценка - эмоциональное отношение
к собственному образу.
+
представление о способностях
САМООЦЕНКА



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика