Слайд 1ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
о введении в общеобразовательных учреждениях
комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур
и светской этики»
Захарченко Людмила Михайловна,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Лицей имени Г.Ф. Атякшева
Слайд 3Новая парадигма образования -
не допустить
отрицательного влияния
вызовов века,
преодоление
их должно быть
опережающим.
Слайд 5Обращение
Президента РФ Д.А.Медведева
к Федеральному собранию РФ-2007г.
Слайд 6Духовно-нравственное воспитание
как приоритетная задача современной
государственной образовательной политики РФ
Декабрь 2007 г. – внесение изменений в Закон РФ «Об образовании»: Образование должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности»
В ходе разработки нового образовательного стандарта задачи духовно-нравственного воспитания рассматриваются как приоритетные.
Слайд 7.
В рамках подготовки стандарта разработана проект Концепции духовно-нравственного воспитания и
развития личности гражданина России. Данная Концепция является важной основой разработки стандарта
Слайд 8
Концепция как методологическая основа ФГОС
Нормативная основа Концепции
Конституция РФ
Закон РФ «Об
образовании»
ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию РФ
Слайд 10
Концепция как методологическая основа ФГОС
Концепция определяет:
характер современного национального воспитательного идеала
цели и
задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи
систему базовых национальных ценностей
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Слайд 11Концепция как методологическая основа ФГОС
Определенный Концепцией национальный воспитательный идеал – гражданин
России
высоконравственный
творческий
компетентный
патриотичный
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны
придерживающийся духовных и культурных традиций народа РФ
Слайд 12Базовые ценности -основное содержание духовно-нравственного развития
Слайд 13Базовые ценности -основное содержание духовно-нравственного развития
Базовые национальные ценности-
основа пространства
духовно-нравственного
Слайд 14ФГОС нового поколения
о духовно-нравственном воспитании
Базовые национальные ценности — основные моральные
ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Слайд 15Базовые национальные ценности
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к
своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Слайд 16труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость
и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
Базовые национальные ценности
Слайд 17природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество
— мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности
Слайд 18Базовые национальные ценности российского общества
определяют:
идеологию содержания образования
основное содержание программ духовно-нравственного
развития и воспитания молодых граждан России
содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации
Слайд 19Концепция как методологическая основа ФГОС
Базовые национальные ценности, определенные Концепцией
патриотизм
социальная солидарность
гражданственность
семья
труд и
творчество
наука
традиционные российские религии
искусство и литература
природа
человечество
Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания
нравственный пример педагога
социально-педагогическое партнерство
индивидуально-личностное развитие
интегративность программ духовно-нравственного воспитания
социальная востребованность воспитания
Слайд 20КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ и ФГОС
Цель ОРКСЭ - формирование мотивации к осознанному нравственному поведению и диалогу культур и мировоззрений
Слайд 21КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Задачи курса
знакомство детей с основами традиционных для России и мировых культур, светской этики
развитие представлений о значении нравственности в жизни человека и гражданина
обобщение знаний о духовной культуре и морали
Формирование основ мировоззрения
развитие способностей к полиэтичности
Слайд 22Задачи предмета ОРКСЭ
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур,
основами мировых религиозных культур и светской этики;
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Слайд 23
Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся.
Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжения Председателя Правительства РФ (11.09.09)
ФГОС начального общего образования
Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ.
ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ
Слайд 29КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Основной подход курса – культурологический
Базовые понятия
культурная традиция
мировоззрение
духовность
нравственность
Слайд 30Предметные результаты
изучения курса
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию
знакомство с
основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России
осознание ценности человеческой жизни
Слайд 31Культуроведческая компетентность – это целостная система представлений о национальных обычаях, традициях,
реалиях культуры.
Межкультурная компетентность – совокупность конкретных знаний и умений, необходимых члену сообщества для установления контактов с представителями других культур.
Поликультурная компетентность включает систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, ценностей, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур.
Слайд 32Работа с семьями обучающихся
Согласование педагогических усилий семьи и школы – важнейшее
условие нравственного воспитания
Предмет ОРКСЭ - социально-педагогическая технология морального оздоровления общества.
Формы работы с родителями:
1)Проведение родительских собраний
2)Система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс
3)Участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»
Слайд 33Российский учитель
носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового
поведения в обществе
патриот, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций
владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности
педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде
личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями
Слайд 36ОСНОВЫ
ПРАВОСЛАВНОЙ
КУЛЬТУРЫ
-Какие вечные (базовые) ценности формируются у детей на
учебных занятиях?
-Какие средства при этом использует учитель?
Слайд 38Внутришкольное управление внедрением ОРКСЭ
Организация методического объединения учителей модулей предмета ОРКСЭ (общая
цель – оптимизация нравственного воспитания школьников)
Контроль за качеством проведения уроков (открытость для администрации и родителей). Контроль – форма помощи учителю.
Активная работа с родителями, привлечение их к разработке содержания и проведения воспитательного процесса в рамках внеучебной деятельности .
Проведение психолого-педагогического мониторинга нравственного воспитания обучающихся
Слайд 42ФГОС нового поколения
о духовно-нравственном воспитании
На ступени начального общего
образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление духовного здоровья обучающихся.
Слайд 43ФГОС нового поколения
о духовно-нравственном воспитании
Ожидаемые результаты освоения предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Слайд 44ФГОС нового поколения
о духовно-нравственном воспитании
формирование первоначальных представлений о светской этике,
о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Слайд 45Личностная культура
готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей
жизни, индивидуально-ответственному поведению
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм
осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности
Слайд 46Планируемые результаты реализации программ воспитания и социализации школьников
сформированность идентичности гражданина России
на основе принятия базовых ценностей российского общества
патриотизм гражданина российского общества
рост роли институтов гражданского общества в воспитании и социализации детей и молодежи
укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государственным и общественным организациям
Слайд 49Современный национальный воспитательный идеал личности
гражданина России
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России