Слайд 1Павловой
Анны Гаврильевны,
учителя физики МОУ СОШ N5
им. Н.О. Кривошапкина.
Портфолио
Слайд 2Оглавление:
РАЗДЕЛ I. ЭССЕ – «Педагогическая философия семейного древа» ……………………………… 4
РАЗДЕЛ
II. Интегральная технология обучения – завтрашний день школы………………….. 13
РАЗДЕЛ III. Уровневая дифференциация на уроках физики ………………………………….…….. 23
РАЗДЕЛ IV. Итоговые результаты по предмету …………………………………………………………… 32
РАЗДЕЛ V. Обобщение и распространение опыта работы …………………………………………… 41
РАЗДЕЛ VI. Характеристика и отзывы ………………………………………………………………….…….. 44
РАЗДЕЛ VII. Документы …………………………………………………………………………………….……….. 46
Слайд 3«Общие сведения об учителе».
Павлова Анна Гаврильевна,
родилась 9.02.1942г.
Образование: высшее, окончила Ленинградский
Государственный Педагогический институт
им. А.И.Герцена в 1965 г.
Специальность по диплому: учитель физики и
электротехники.
Педагогический стаж - 43 года.
В МОУ СОШ N5 им.Н.О. Кривошапкина – 1 год.
Награды:
-“Отличник народного просвещения РСФСР”,1979г.
- Стипендиат Международного детского фонда
“Дети Саха-Азия”,1995.
- Почетная грамота Министерства Образования РС (Я), 1996.
- Знак “Педагогическая династия Республики Саха (Я)”, 2006.
- Грамота ИПКРО РС(Я) им.С.Н.Донского-II “За активную научно-
исследовательскую деятельность и внедрение новых образовательных
технологий.”,2006.
Категория:Учитель с высшим уровнем профессиональной деятельности.
Учебная нагрузка в 2008-2009 уч. г: физика в 7-м, 8-х, 11-м классах -
10 ч.
Тема самообразования: «Уровневая дифференциация в профильных
10-11 классах»
Слайд 4
Раздел I.
Эссе «Педагогическая философия семейного древа»
«Первую школу гуманизма прошли в семье...
»
Каждый ребенок есть однажды
случающееся чудо. Э.Иленьков.
О профессии учителя мы мечтали с детства. Навсегда сохранили образ своего отца, склоненного над бумагами, школьными тетрадями, книгами. Помним как хотелось узнать что там написано, почему так долго и упорно сидит над ними отец? Помним как трепетно относилась мать к работе отца, ее уважение к труду отца передалось и нам.
Нас в семье было шестеро. Первую школу трудолюбия, гуманизма, приобщения к нравственным ценностям, любви к учительской профессии мы прошли в семье. По вечерам, когда вся семья собиралась за большим столом ужинать, мы много говорили о школьных делах. Отец с нами обсуждал проблемы на равных, выслушивал наше мнение, радовался правильному рассуждению. Он никогда не читал нам нотации, и даже не советы давал, а исподволь, в ходе беседы подводил к правильному решению по тому или иному вопросу. И теперь, с высоты своего возраста, я вижу как много дали эти «мини-педсоветы в семейном кругу» нам, нашему становлению как личности, формированию как учителя...
Наш отец Афанасьев Гаврил Егорович, основатель династии учителей Афанасьевых в Горном улусе – учитель якутского языка и литературы, Заслуженный учитель школ Якутской АССР, награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг», «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, «Ветеран труда», и др. юбилейными медалями.
Не зря говорят, что учительские семьи – творцы и свидетели истории. Ликбез, семилетний и восьмилетний всеобуч, всеобщее среднее образование, переход на новые усовершенствованные программы, кабинетная система обучения, возрождение национальной школы, создание школ различных типов, введение профильного обучения, компьютеризация учебного процесса – эти вехи истории развития народного образования республики и страны в целом красной нитью прошли через нашу семью.
Наш отец начал работу в 1934 г учителем по ликбезу в Дагайском наслеге, куда был направлен по окончании партийной школы. Через год открыл школу в этом наслеге. Отец был участником слетов учителей, работающих без второгодников, делегатом второго съезда учителей республики. В своей работе большое внимание уделял развитию личности ученика. Этому способствовали применение разных методов и приемов обучения на уроках литературы, умение найти подход к учащимся, его личностные качества как учителя. Уроки отца были уроками жизни и человеколюбия, вносили в мир ребенка истину и добро. Вся система его работы опиралась на теорию педагогики сотрудничества, имеющей своим фундаментом философию гуманизма. На философии гуманизма основываются педагогические взгляды всех представителей нашей династии.
В мировой педагогической практике и теории к нашему времени сложилось стойкое убеждение в необходимости соединения воспитания, образования с гуманизмом, где целью образования должна стать педагогическая поддержка достижения личностью свободы, реализация ее прав и утверждение человеческого достоинства.
Слайд 6
Идеалом различных направлений гуманизма,
их общей основой полагалось гуманность, то есть
человечность – как личностное качество человека, как характер межличностных отношений, как условие духовного и физического здоровья людей, как стиль человеческого взаимодействия, как фактор культурного роста общества, как предпосылка социального прогресса.
Профессия учителя – одна из тех профессий, где педагог из года в год продолжает себя в своих учениках. Наш отец был человеком постоянно ищущим новое, передовое. Он создал первый в районе кабинет якутского языка и литературы в Бердигестяхской восьмилетней школе. Обшир ный материал кабинета творчески использовал на уроках и для кружковой работы с учащимися.
Стихи и рассказы учащихся печатались в районной и республиканской газетах. Любовь к творчеству, привитая Гаврилом Егоровичем, стала главной в жизни известных мастеров слова: Саввы Ивановича Тарасова, Петра Денисовича Аввакумова, Николая Дьяконова и других. В 1998 г. вышла монография С.И. Тарасова «Человек удивительной стойкости и духовной силы» про Георгия Прокопьевича Башарина. Он вспоминает в своей монографии как рассказывал наш отец на уроке своим учащимся про Башарина, восхищается его смелостью и искренностью ( в то время опасно было рассказывать учащимся про «врага народа»). Николай Дьяконов, член Союза писателей России, в своих воспоминаниях пишет: «Мин тереебут тылбын куускэ таптыырбар кууьу – кыа5ы биэрбит киьиннэн учууталым Гаврил Егорович буолар. Кини литератураны хайдах курдук диринник билэрин билигин ессе учугэйдик ейдуубун, саныыбын». ( продолжение в гиперссылке.)
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ШКОЛЫ.
Всю нашу сознательную жизнь мы находимся в постоянном движении к лучшему пониманию жизни, совершенствуя мировоззрение наших учеников. Только овладение философским мировоззрением открывает путь к овладению целостной системой взглядов, открывающей учащемуся путь овладения законами окружающего его мира. Мировоззрение должно быть гуманистическим независимо от того, касается ли оно взглядов на природу, общество или самого человека. В современном обществе обновление содержания образования идет по пути сочетания индивидуализации обучения с групповой и коллективной способами обучения, что ведет к полноценной профильной дифференциации обучения. В своей статье я хочу показать как организация разноуровневого обучения создает условия для внешней и внутренней дифференциации, ведущей к личностной ориентации и гуманизации учебного процесса. Сложилось так, что я в основном работала в классах естественно-математического, гуманитарного и прфессионального профиля. В пояснительной записке к базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации указывается, что при условии дифференциации, содержание образования должно способствовать осуществлению разноуровневого подхода. В соответствии с этими требованиями мои гуманитарные и профессиональные классы соответствовали уровню А, естественно-математический профиль уровню В. Обеспечить разноуровневый подход позволяет мне использовать цельноблочную технологию обучения.
В настоящее время по В.А.Оганесяну используется следующая классификация методов обучения: - ОИ ( объяснительно-иллюстративный); - ПГ ( программированный); - Э ( эвристический ); - ПБ ( проблемный); - М (модельный );- ТРИЗ( теория решений изобретательских задач).
Слайд 8
Соединяя воедино все эти методы обучения мы можем схематично
представить их классификацию так (см. таб. 1).
Таблица 1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
! Модель процесса обучения. ! Название метода обучения. !
!------------------------------------------------------------------------------------------ !---------------------------------------------------------------!
! Ученик знает исходные условия, способы и промежуточные ! Обяснительно-иллюстративный !
! результаты. ! !
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ !
! Ученик знает исходные условия и способы получения ! Программированный !
! результата. ! !
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
! Ученик знает исходные условия и промежуточные ! Эвристический метод. !
! результаты. ! !
!------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
! Ученик знает исхолные условия, но не знает промежуточных ! Проблемный метод. !
! результатов и способов их получения. ! !
!------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
! ! !
! Исходные условия ученик отбирает сам. ! Модельный. !
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -
! ! !
! Работа с неизвестным конечным результатом ! Теория решения изобретательских задач.!
!----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -!
Если периодом обучения считать урок, то начальные условия – это те знания, умения, которые уже есть у ученика и к которым должны прибавиться новые результаты обучения. Есть основания полагать, что с модельным методом обучения и ТРИЗ связан завтрашний день школы, поскольку эти методы предоставляют ученику наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска.
В современных условиях основной единицей учебного процесса становится не урок, а блок уроков по определенной теме. Блоком уроков будем называть совокупность уроков по одной теме программы, выделенной в тематическом плане, который содержит в зависимости от темы 4-12 уроков.
Слайд 9!
Рассмотрим модули, из которых состоит блок уроков. (См.
табл. 2)
Таблица 2. БЛОК УРОКОВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
,______________________________________________________________________________________________________________________________________
!модуль ! ИНМ (О) ! Изучение нового материала (основной объем) !
!-------- !---------------- - !---------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------------!
! 2 ! ! Закрепление. !
!модуль ! З.(Т-М ) ! Тренинг – минимум. !
!--------- !---------------- !---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------!
! 3 ! ! Изучение нового материала (дополнительный объем ). !
!модуль ! ИНМ (Д) ! Работа по составлению сравнительной таблицы. !
!--------- !----------------- !--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------!
! 4 ! ! Закрепление. !
!модуль ! З (РДО) ! Развивающее дифференцированное обучение. !
!--------- !---------------- !-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- !
! 5 ! ОП ! Обобщающее повторение. !
!модуль ! ! !
!--------- ! ---------------- !--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------!
! 6 ! Контроль ! Итоговый контрольный срез. !
!модуль! Коррекция ! Тестирование. !
!--------- !-------- --------!-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- !
Данная технология позволяет укрупнять дидактические единицы, планировать результаты обучения, достигается психологизация учебного процесса.
В 1-м модуле провожу вводное повторение для актуализации новой темы в форме беседы. Изучение новой темы (основного объема) провожу в форме лекции или, если класс еще не подготовлен к восприятию лекции в форме беседы, рассказа.
Во 2-м модуле идет отработка обязательного уровня, подготовка к самостоятельной работе.Закрепление идет через общение учащихся. 3-й модуль проходит в форме семинара.В 4-м модуле организуется групповая работа, урок проходит в форме семинара-практикума. 4, 5 и 6-й модули дают каждому ученику возможность овладеть учебным материалом на разном уровне в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей.
Слайд 10
Рассмотрим формы организации уроков в разных его модулях
на примере блока уроков интегральной технологии в 11-м классе по теме “ Шкала электромагнитных излучений “.
В этот блок я объединила следующие темы традиционного тематического планирования, предложенного Г.В.Маркиным
“Физика. 11 класс” :
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
! N уроков ! Темы уроков. ! Параграфы !
! ! ! учебника !
!-------------!----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
! 15 урок ! Виды излучений. Источники света. ! 59. !
!-------------!----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
! 16 урок ! Спектры и спектральный анализ. ! 60,61,62. !
!-------------!----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
! 17 – 18 ! Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. ! 63,64 !
! уроки !
!-------------!----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
! 19 урок ! Шкала электромагнитных излучений. ! 65. !
!-------------!----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 11
Эти темы при интегральной технологии обучения можно объединить
в блок уроков по теме “Шкала электромагнитных излучений” :
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
! N уроков ! Модули блока ! Формы проведения модулей. ! Параграфы !
! ! ! ! учебника !
!------------ -! ----------------------!---------------------------------------------------------------------------------------------------!------------------------!
! 1 урок ! ИНМ с ВП. ! Урок-лекция: “ Шкала электромагнитных излучений”. ! !
! ! (общ. уровень) ! (Одинаковая для всех уровней) ! 59,63,64,65 !
!------------ -! -----------------------!---------------------------------------------------------------------------------------------------!------------------------!
! 2 урок ! З.(Т-М) ! Сомопогружение в тему. ! 59,63,64,65 !
! ! ! Самостоятельная работа в паре с тестами уровня “А” (ЕГЭ) ! Задание к уроку !
! ! ! ! семинару. !
!------------ -!------------------------!------------------------------------------------------------------------------------------------ ---!------------------- ----!
! 3 урок ! ИНМ (Д) ! Коррекция работы с тестами 1-го уровня. ! 60,61,62. !
! ! ! Семинар – практикум. ! И.Д.З.
!------------ -!------------------------!----------------------------------------------------------------------------------------------------!-----------------------!
! 4 урок ! З(РДО) ! 1 Работа со сравнительной таблицей электромагнитных излучений. ! 59-65. !
! ! ! 2 ИДР с тестами “А”, “В”,”С” уровня. ! И.Д.З. !
!------------ -!------------------------!----------------------------------------------------------------------------------------------------!-----------------------!
! 5 урок ! О.П. Контроль. ! Урок-семинар по теме :”Шкала электромагнитных излучений”/ ! И.Д.З !
!------------ -!------------------------!----------------------------------------------------------------------------------------------------!-------------------- --!
Этот блок позволяет мне обеспечить разноуровневый подход. В начале блока во всех классах не зависимо от профиля класса выдаю все содержание учебного материала во всей системе внутренней и внешней связи в форме лекции с вводным повторением.
Затем идут уроки самопогружения в тему ( уроки общения ) и уроки на закрепление и отработку ЗУН, уроки-семинары, уроки-практикумы. Эти уроки, а также обобщающие, итоговые уроки уже провожу с учетом профилей класса.
Слайд 12 В классах уровня А, учитывая гуманитарный склад мышления сложные
материальные системы даю через образы, через соответствия между художественным(в литературе, живописи и т.д.) и физическим, аналогию, которую легко «увидеть» и трудно забыть, через системное восприятие естественно-научной картины мира.
В классах уровня В использую внутреннюю дифференциацию, чтобы можно было больше времени уделять сильным учащимся, не упуская из виду отстающих учащихся, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями. В классе этого уровня основное внимание уделяю решениям задач, т.к. это позволяет каждому ученику глубже осмысливать новый учебный материал, самостоятельно применять полученные знания по своим возможностям и способностям.
По разному строю уроки обобщения и систематизации знаний.
Привожу итоговые уроки по этой теме: (продолжение в гиперссылке )
Слайд 13Раздел III
Уровневая дифференциация на уроках физики.
В этом учебном году я
веду уроки физики в 7-м “б” и 8-х классах. Календарно-тематическое планирование в этих классах я составила на основе Примерной программы основного общего образования: ”Физика” 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы А.В.Перышкина “Физика” 7-9 классы,2004.
Работаю по учебникам:
1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.-2-е изд.- М. Дрофа, 2004.
2. Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.-2-е изд.- М. Дрофа, 2004.
3.Лукашик В.И. Сборник задач по физике.7-9 кл.-7-е изд.М.Просвещение,2003
Для семиклассников “Физика”- новый учебный предмет, требующий развития общеучебных умений учащегося. Поэтому с самого начала всеми средствами вовлекаю их в активную учебную деятельность, развиваю умение работать с учебником: выделять главное, пересказывать, отвечать на вопросы, составлять логический план по теме ,составлять опорный конспект к теме. каждой теме выделяю главное и исходя из этого четко дифференцирую учебный материал.
Приучаю к блочной подаче. Использую прием сопоставления и противопоставления изучаемых объектов, при котором устанавливаются сходство или различия их свойств и признаков. Эти приемы использую при прохождении тем: “ Три состояния вещества”, “ Виды сил”, “Давление твердых тел, жидкостей и газов”.
Слайд 15В 8-х классах блоками подаю темы: “ Изменение агрегатных состояний вещества”,
“ Законы последовательного и параллельного соединения проводников.”
Слайд 16 Использование приема сравнения в 7 классах, сопоставления и противопоставления
в 8 –х классах в табличной форме позволяет мне увеличивать объем и глубину знаний учащихся, способствует прочности знаний и активизации учащихся.
Развиваю умение решать экспериментальные задачи, использую метод «мозгового штурма», метод проектов.
Слайд 18В ХI-м “б” классе по учебному плану физике отводится 2 часа
в неделю, что соответствует базовому уровню. В связи с этим календарно-тематическое планирование составила на основе авторской программы Г.Я.Мякишева для базового уровня.
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 68 часов в год по 2 урока в неделю.
Работаю по учебникам:
1.Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10-11 класс.- М.: Просвещение, 2004.
2.Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11класс.- М.: Дрофа,2006.
3.Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 10-11 класс.- М.:Просвещение,2003.
4.Контрольные 2-х уровневые тесты к учебнику Г.Я. Мякишева и др.”Физика.11” в двух частях.
Цель обучения физике в Х-Х1КЛ базового уровня – дать представление о самых основных физических законах, понятиях, знание которых, на взгляд авторов, является элементом общей культуры человека любой профессии.
Физика в этих классах находится в откровенном “пассиве». Для гармоничного развития школьника необходимо восстановить утраченное равновесие. В какой-то степени мне в этом помогают: уровневая дифференциация в обучении физике, использование блочной подачи материала, лекционно-зачетная система, уроки-семинары, уроки-практикумы, проектные методы обучения, индивидуальные дифференцированные задания. Все это способствует реализации возможностей каждого ученика.
( продолжение в гиперссылке)
Слайд 27Раздел V. Обобщение и распространение опыта работы.
На муниципальном уровне:
-
Открытый урок по физике в Х математическом классе на семинаре учебного округа «Лена» по теме:” Решение экспериментальных задач по теме «Газовые законы»”, февраль 2003г.
На региональном уровне:
- Открытый урок по физике в ХI гуманитарном классе по теме <<Творцы атомной физики>> на республиканских авторских курсах педагогического коллектива МОУ МСОШ <<Адаптивная школа в условиях поселкового социума>>, апрель 2004г.
- Защита концепции «Гуманизация образования», апрель 2006.
- Открытый урок в гуманитарном ХI классе по теме: «Электромагнитные волны».
- Открытый интегрированный урок по теме: «Физика в живой природе» на республиканском конкурсе «Учитель года – 2006», апрель 2006г.
- Открытый классный час по теме: «Экология использования бытовой техники» на республиканских курсах «Воспитательная работа в условиях адаптивной школы»
/ 2007г/.
Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах:
- Победитель республиканского конкурса ”Учитель года-2006” “Педагогическая династия”
в номинации “Интеграция технического и духовного образования”.
Слайд 28Сведения о повышении квалификации:
Республиканские авторские курсы МОУ МСШ «Адаптивная школа в
условиях поселкового социума», 2004 г.
Курсы ИПКРО по технике безопасности и охране труда, 2006г.
Курсы ИПКРО «Воспитательная работа в условиях адаптивной школы», апрель 2007 г.
Курсы ИПКРО <<Фундаментальные курсы повышения квалификации работников образования>>,зачислена на дистанционное обучение на 2008-2009 уч. г.
Слайд 29Публикации:
Серия: «Современные технологии обучения физики» в четырех частях, соавторство под редакцией
Т.И. Степановой 2003 г.
Статья «Решение экспериментальных задач по теме «Газовые законы»» в сборнике «Проблемы физико-технического образования», 2003 г.
Описание урока физики в Х классе по теме «Основные положения МКТ газа и их опытное обоснование» в сборнике «Технологии уровневой дифференциации на уроках физики», 2003 г /стр.5/
Слайд 30Раздел VI. Характеристики и отзывы
Слайд 32Раздел VII. Награды и звания:
«Отличник народного просвещения РСФСР» от 20.02.79.
«Учитель методист»
от 12.06.87.
Медаль «Ветеран труда» от 27.06.88.
Стипендиат МФ «Дети Саха-Азия» 1995 г.
Почетная грамота Министерства Образования РС(Я)
за многолетнюю плодотворную работу по обучению, воспитанию учащихся. 1996г.
Грамота Хангалаского УУО за высокие показатели выпускников школы, 2002 г.
Почетный знак «За вклад в развитии улуса» МР Горного улуса, 2006 г.
Знак «Педагогическая династия Республики Саха (Якутия)»,2006 г.
Грамота ГОУ ИПКРО РС(Я) им. С.Н.Донского –II «За активную научно-исследовательскую деятельность и внедрение новых образовательных технологий»,2006 г.
Диплом ГОУ ИПКРО им. С.Н.Донского –II победителя в номинации «Интеграция технического и духовного образования»,2006г.