Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С2.1 ГИА) презентация

Содержание

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

Слайд 1Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С2.1 ГИА)


Слайд 2С2.1
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.

Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

Слайд 3С2.1
Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему

лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Слайд 4С2.1
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему

на лингвистическом материале.

Объем сочинения должен быть не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 5Рассмотрим текст
(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и

широко разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой – разгонял сон – и снова глядел на доску. (3)А через несколько минут снова зевал.


Слайд 6Рассмотрим текст
– (4)Почему ты зеваешь?! – раздражённо спрашивала Женечка – так

за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну – маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом.

(5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.


Слайд 7Рассмотрим текст
(7)Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил

их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)Он отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду.

Слайд 8Рассмотрим текст
(11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими

на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.


Слайд 9Рассмотрим текст
(14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и

интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

– (15)Багульник! – буркнул он и пошёл прочь.


Слайд 10Рассмотрим текст
(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у

них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

Слайд 11Рассмотрим текст
(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что

он волшебник.

(22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.



Слайд 12Рассмотрим текст
(23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока – для

Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления.


Слайд 13Рассмотрим текст
(27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое

время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах.


Слайд 14Рассмотрим текст
(30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную

жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.



Слайд 15Рассмотрим текст
(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он

был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.
 


Слайд 16Рассмотрим текст
– (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.

– (38)Ты болей, не

волнуйся, – слышался голос Косты.

– (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.




Слайд 17Рассмотрим текст
– (41)Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста. –

(42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!

(44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару.


Слайд 18Рассмотрим текст
(46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой,

расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.

(По Ю. Яковлеву)


Слайд 19Итак, задание С2.1
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста

Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».


Слайд 20Лексика
Лексика – это слова:

он
видеть
улица
собака
огненно-рыжий


Слайд 21Грамматика
Грамматика –
это система взаимоотношений слов:

(27) Его видели на улице с

собакой,
огненно- рыжей.




Слайд 23
Для того чтобы написать сочинение, мы должны понять, как взаимодействуют слова,

когда человек говорит.

Слайд 24Простое глагольное сказуемое
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений.

Например:


Слайд 25Простое глагольное сказуемое
(14) Все толпились у окна,
стараясь почувствовать тонкий сладковатый

аромат, и интересовались,
что за растение, почему оно цветет.

− (38) Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты.

− (43) Пошли, Лапоть!

Слайд 26Простое глагольное сказуемое
Выбор сказуемого определяется тем, какой отрезок действительности отражает предложение.


Слайд 27Простое глагольное сказуемое
(14) Все толпились у окна,
стараясь почувствовать тонкий сладковатый

аромат, и интересовались,
что за растение, почему оно цветет.

толпились – прошедшее время
интересовались – прошедшее время
цветет – ?


Слайд 28
Мы пишем сочинение-рассуждение, цель которого – доказательство истины, заявленной в тезисе,


то есть в словах Г. Степанова.

Слайд 29Вариант сочинения 1
Вступление (можно использовать шаблон)

Лингвист Г. Степанов сказал: «Словарь языка

свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

Действительно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, действиями, событиями передает грамматика. Это явление можно рассмотреть на примере простого глагольного сказуемого.

Слайд 30Вариант сочинения 1
Аргумент 1

Во-первых, в русском языке довольно широко используется употребление

временных форм в переносном значении. Так, для оживления повествования о прошлом в предложении 14 используется простое глагольное сказуемое «цветет» в форме настоящего времени изъявительного наклонения:


Слайд 31Вариант сочинения 1
«Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат,

и интересовались, что за растение, почему оно цветет».

Слайд 32Вариант сочинения 1
Аргумент 2

Во-вторых, лексическое значение глагола позволяет предположить, что произошло

маленькое чудо.

Следовательно, благодаря данным сказуемым, читатель понимает, когда произошло событие, и что оно значило для рассказчика.

Слайд 33Вариант сочинения 1
Вывод (можно использовать шаблон)

Таким образом, лексический состав языка и

его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль.

Слайд 35Составное глагольное сказуемое
Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в неопределенной

форме глагола, а грамматическое значение (наклонение, время) выражено вспомогательным глаголом.

Например:

Слайд 36Составное глагольное сказуемое
− (39) Мать хочет продать Лаптя.

(47) Ей захотелось заговорить

с Костой, расспросить о его собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека.

Слайд 37Вариант сочинения 2
Вступление (можно использовать шаблон)

… Это явление можно рассмотреть на

примере составного глагольного сказуемого.

Слайд 38Вариант сочинения 2
Аргумент 1

Так, в составном глагольном сказуемом «хочет продать» (предложение

39) вспомогательный глагол «хочет» выражает грамматическое значение настоящего времени изъявительного наклонения и указывает на желание совершить действие,

Слайд 39Вариант сочинения 2
Аргумент 2

…, а инфинитив «продать» выражает лексическое значение «отдать

за деньги».

Следовательно, употребляя данное составное глагольное сказуемое, рассказчик сообщает читателю о желании матери избавиться от собаки сына.

Слайд 40Вариант сочинения 2
Или

Аргумент 1

В составном глагольном сказуемом «захотелось заговорить, расспросить» (предложение

47) вспомогательный глагол выражает грамматическое значение прошедшего времени (суффикс -л- выражает эту форму).

Слайд 41Вариант сочинения 2
Аргумент 2

В сочетании с инфинитивами «заговорить, расспросить», выражающими лексическое

значение, он указывает на стремление учительницы понять загадочного мальчика.

Слайд 42Вариант сочинения 2
Вывод (можно использовать шаблон)


Слайд 44Составное именное сказуемое
Грамматическое значение составном именном сказуемом выражается глаголом-связкой, а лексическое

– именной частью (существительным, прилагательным, наречием и др.).

Например:

Слайд 45Составное именное сказуемое
(5) Она была уверена, что он зевает от скуки.

(6)

Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

Слайд 46Домашнее задание
Напишите вариант сочинения на примере составного именного сказуемого.



Слайд 48
Желаем успехов!


2011


Слайд 49Список литературы
Г. Т. Егораева. ГИА 2012. Задание С2.1. Работа над сочинением-рассуждением

на лингвистическую тему (лекция). – М.: Экзамен, 2011.

Текст контрольной работы по русскому языку от 10 декабря 2011 года.



Слайд 50Список литературы
 Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват учреждений / [Л.

А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 6-е изд. – М.:Просвещение, 2009.
 
Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – 2-е изд. – М.: ЛИНКА-пресс, 1994.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика