Слайд 1Первое знакомство с языком программирования
Turbo Pascal
Слайд 2История создания языка Паскаль
Язык Pascal был предложен Н.
Виртом в конце 70-х годов как структурированный учебный язык. Pascal уникален в своём роде - он имел самый быстрый компилятор в мире, в нем впервые была разработана технология создания платформенно независимых программ, которая нашла широкое применение в языке Java.
Pascal является языком программирования высокого уровня. Это язык с четкой логической структурой. В роли языка знакомства с миром профессионального программирования он идеален!
Слайд 3Вид рабочего окна
Turbo Pascal 7.0
"Меню" управления всеми ресурсами ИИО (Интегрированной
инструментальной оболочки).
Область многооконного текстового редактора.
Строка подсказок.
Слайд 4Клавиши управления
F1 – вызов помощи
F2 – открыть файл
F3 – сохранить файл
F10
– вызов меню
Alt+F5 – пользовательское окно
Alt+Enter – развернуть\свернуть на весь экран
Alt+X –выход из программы
Shift+стрелки – выделить блок
Ctrl+Ins - копировать
Shift+Ins – вставить
Ctrl+F9 – запустить программу
Сtrl+C – принудительная остановка программы
Слайд 5Файлы Turbo Pascal 7.0
Файлы,написанные в Turbo Pascal 7.0, всегда
имеют расширение pas.
Имя файла не должно превышать 8 символов.
Допустимыми считаются следующие символы:
26 латинских букв;
_ (подчеркивание);
10 цифр;
Слайд 6Структура программы на языке Pascal
Program ; {заголовок программы}
;
Begin {начало программы}
программы>; {раздел исполняемых операторов}
End. {конец программы}
Слайд 7Раздел описаний может включать в себя:
Uses ;
Lable ;
Type
пользовательских типов данных>;
Const <список констант используемых в программе>;
Var <список переменных>;
Procedure <список процедур>;
Function <список функций>;
Слайд 8Пример:
Program Summ;
Uses crt;
Const Q=‘сумма введенных чисел равна ’;
Var a, b:integer;
S:integer;
Begin
Clrscr;
writeln (‘введите
числа’);
readln (a,b);
S:=a+b;
writeln (Q,S);
readln
end.
{заголовок состоит из слова Program и имени программы Summ}
{блок описаний включает в себя разделы Uses, Const, Var}
{начало программы - слово Begin}
{блок исполняемых операторов, тело программы}
{конец программы - слово End.}
Слайд 10Write ();
Writeln ();
Оператор вывода Writeln, в отличии от оператора
Write, выводит фразы и переменные из списка вывода и переводит курсор на следующую строку
Для вывода на экран фразы ее необходимо заключить в апострофы (одинарные кавычки)
Для вывода значений нескольких переменных их можно указывать через запятую
Слайд 11Примеры:
В тексте программы
Writeln (‘Привет!’);
Writeln (pi:5:2);
Writeln (pi:5:2, Exp(1):5:2);
Writeln (‘число пи равно ‘,pi);
На
экране
Привет!
3.14
3.14 2.73
число пи равно 3,14
Слайд 13Read ();
Readln ();
Оператор ввода позволяет программисту присваивать значение переменным
с клавиатуры.
Оператор Readln, аналогично оператору Writeln, переводит курсор на следующую строку
Слайд 14Примеры
В программе:
Writeln (‘введите имя’);
Readln (name);
Writeln (‘привет ’, name);
Writeln (‘введите числа’);
Readln (a,b)
Writeln
(‘вы ввели’, a, b);
На экране:
введите имя
{программа ждет ввода имени и нажатия Enter. Например Вася}
Вася
привет Вася
введите числа
{программа ждет ввода имени и нажатия Enter. Например 12 45}
вы ввели 12 45
Слайд 16:=;
С помощью оператора присваивания можно присвоить вычисленное значение переменной
Оператор присваивания
применим для любых типов данных главное правило совместимость типов вычисленного выражения и переменной
Слайд 17Примеры:
В программе
x:=0;
x:=x+1;
Writeln(‘введите a и b’);
Readln (a,b);
c:=a*b;
Writeln (‘a*b=’,c);
На экране
{после применения первой
операции присваивания x имеет значение 0, а в результате второй операции получает значение 1}
введите a и b
10
5
a*b=50
Слайд 19Var :;
:;
Переменные
одного типа обычно перечисляются через запятую, после чего следует двоеточие, имя типа и точка с запятой
Каждая переменная может быть описана только один раз, а любой из типов может повторяться без ограничений
Слайд 20Примеры:
Var a, b, c:integer;
d, t: real;
name: string;
{переменные
a, b, c являются переменными целого типа, переменные d и t - действительные переменные, name - строка символов}
Слайд 22Integer - целые числа
! Следующие операции не выводят переменную за границы
целого типа:
умножение, деление на цело, вычисление остатка от деления, сложение, вычитание
вычисление модуля числа, вычисление квадрата числа
Слайд 24
Real - действительные числа
При выводе действительного числа на экран необходимо указывать
его формат
Например:
В программе На экране
a:=17.3; b:=3.4;
Writeln (a*b) ; • 5.8820000000E+01
Writeln (a*b:5:2); • 5.88
Число 5 говорит о том, что для выведения числа выделено 5 мест (в примере занято только 4), а число 2 говорит о том, сколько знаков после запятой показывать
Слайд 27Операция
Сложение
a+b
Вычитание
a-b
Умножение
a*b
Деление
a
b
a+b
c+d
Запись в программе Pascal
a+b
a-b
a*b
a/b
(a+b)/(c+d)
Слайд 28Пример:
Program Square; {программа вычисляет длину окружности задаваемого радиуса}
Uses Crt;
Var r, S:Real;
begin
clrscr;
Writeln
(‘введите радиус круга’);
Readln (r);
S:=2*pi*r;
Writeln(‘длина окружности = ’,S:5:2);
Readln;
End.
Слайд 29Упражнения:
Составить программу, которая запрашивает три целых числа и вычисляет сумму этих
чисел, среднее арифметическое этих чисел.
Составить программу, которая вычисляет площадь круга по запрошенному радиусу и обеспечивает при выводе результата 2 знака после запятой.
*Программы сохраняйте в папке своего класса, в имени файла, указав свою фамилию.