Первая и вторая сигнальные системы. презентация

Содержание

Содержание: Понятие о сигнальной системе Этапы становления сигнальных систем Взаимодействие двух сигнальных систем Нарушения второй сигнальной системы Заключение

Слайд 1Первая и вторая сигнальные системы.


Слайд 2Содержание:
Понятие о сигнальной системе
Этапы становления сигнальных систем
Взаимодействие двух сигнальных систем
Нарушения второй

сигнальной системы
Заключение

Слайд 3Понятие о сигнальной системе:
Сигнальная система –

набор условно-рефлекторных связей организма с окружающей средой, который впоследствии служит основой для формирования высшей нервной деятельности.

По времени образования выделяют первую и вторую сигнальные системы.

Слайд 4Продолжение:
Первая сигнальная система – комплекс рефлексов на

конкретный раздражитель, например на свет, звук и т. д. Осуществляется за счет специфических рецепторов, воспринимающих действительность в конкретных образах. В данной сигнальной системе играют большую роль органы чувств, передающие возбуждение в кору больших полушарий, кроме мозгового отдела речедвигательного анализатора.


Слайд 5Продолжение:
Вторая сигнальная система формируется на основе первой

и является условно-рефлекторной деятельностью в ответ на словесный раздражитель. Она функционирует за счет речедвигательного, слухового и зрительного анализаторов. Ее раздражителем является слово, поэтому она дает начало абстрактному мышлению. В качестве морфологического субстрата выступает речедвигательный отдел коры больших полушарий.

Слайд 6Продолжение:
Вторая сигнальная система обладает высокой скоростью иррадиации, характеризуется

быстротой возникновения процессов возбуждения и торможения.


Слайд 7Этапы становления сигнальных систем:
Для становления

сигнальных систем необходимы четыре этапа:

1) этап, при котором на непосредственный раздражитель возникает непосредственная ответная реакция, появляется в течение первого месяца жизни;

2) этап, при котором на словесный раздражитель появляется непосредственная ответная реакция, возникает во втором полугодии жизни;

3) этап, при котором на непосредственный раздражитель возникает словесная реакция, развивается в начале второго года жизни;

4) этап, при котором на словесный раздражитель есть словесная ответная реакция, ребенок понимает речь и дает ответ.

Слайд 8Взаимодействие двух сигнальных систем:
Физическая структура знака не

зависит от объекта, который он обозначает. Одни и те же явление, предмет, мысль могут быть выражены с помощью различных звукосочетаний и на разных языках. Словесные сигналы совмещают в себе два свойства: смысловое (содержание) и физическое (звучание в устной речи, очертание букв и слов — в письменной). С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы.

Слайд 9Продолжение:
Существенное отличие словесных сигналов от естественных сигналов первой

сигнальной системы обусловлено особенностями лежащих в их основе безусловных раздражителей. Информация, содержащаяся в самих словах, связана не с природой сигнализации явлений и предметов реальной действительности, а с отраженной, преломленной человеческим сознанием деятельностью.

Слайд 10Продолжение:
Умение использовать знаковую систему языка позволяет человеку

оперировать осознанными понятиями об окружающей среде и представлять любой предмет, любую ситуацию в форме мысленных моделей. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми произнесенными или написанными словами, служит основой мыслительной деятельности и составляет сущность высшей формы абстрактно-обобщенного отражения окружающей действительности.

Слайд 11Продолжение:
Языковая форма коммуникации как ведущая форма

обмена информацией между людьми, ежедневное использование языка, где лишь немногие слова имеют точный однозначный смысл, во многом способствует развитию у человека интуитивной способности мыслить и оперировать неточными размытыми понятиями (в качестве которых выступают слова и словосочетания — лингвистические переменные).

Слайд 12Продолжение:
Человеческий мозг в процессе развития его

второй сигнальной системы, элементы которой допускают неоднозначные отношения между явлением, предметом и его обозначением (знаком — словом), приобрел замечательное свойство, позволяющее человеку действовать разумно и достаточно рационально в условиях вероятностного, «размытого» окружения, значительной информационной неопределенности.

Слайд 13Продолжение:
Это свойство основано на способности манипулировать, оперировать

неточными количественными данными, «размытой» логикой в противоположность формальной логике и классической математике, имеющим дело только с точными, однозначно определенными причинно-следственными отношениями.

Слайд 14Продолжение:
Таким образом, развитие высших отделов мозга

приводит не только к возникновению и развитию принципиально новой формы восприятия, передачи и переработки информации в виде второй сигнальной системы, но функционирование последней в свою очередь результируется в возникновении и развитии принципиально новой формы мыслительной деятельности, построении умозаключений на базе использования многозначной (вероятностной, «размытой») логики.

Слайд 15Продолжение:
Человеческий мозг оперирует «размытыми», неточными терминами, понятиями,

качественными оценками легче, чем количественными категориями, числами.

Слайд 16Продолжение:
Постоянная практика использования языка с его

вероятностным отношением между знаком и его денотатом (обозначаемым им явлением или предметом) послужила прекрасной тренировкой для человеческого ума в манипулировании нечеткими понятиями.

Слайд 17Продолжение:
Именно «размытая» логика мыслительной деятельности человека, основанная

на функции второй сигнальной системы, обеспечивает ему возможность эвристического решения многих сложных проблем, которые невозможно решать обычными алгоритмическими методами.


Слайд 18Продолжение:
Левое полушарие ответственно за развитие отвлеченного логического

мышления, связанного с преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации, преимущественно на уровне первой сигнальной системы.

Слайд 19Продолжение:
Несмотря на указанную определенную левополушарность локализации

центров речи в структурах коры большого мозга (и как результат — соответствующие нарушения устной и письменной речи при их повреждении) следует отметить, что нарушения функции второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга.

Слайд 20Нарушения второй сигнальной системы:
Среди наиболее распространенных нарушений

функции второй сигнальной системы различают:
1. агнозию,
2. афазию,
3. аграфию,
4. амнезию.

Слайд 21Продолжение:
1. Агнозия — потеря свойства узнавания слов.

Она делиться на:
зрительную,
слуховую.

Зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зоны, а слуховая агнозия — при повреждении височных зон коры большого мозга.



Слайд 22Продолжение:
Таким образом, агнозия – это заболевание головного

мозга, при котором больной не может правильно интерпретировать свои ощущения, несмотря на то что органы чувств и нервы, по которым от них к головному мозгу поступают сигналы, функционируют нормально. Данное расстройство связано с нарушениями, возникающими в ассоциативных зонах теменной доли головного мозга.

Слайд 23Продолжение:
В случае слуховой агнозии у больного

сохранен нормальный слух, но он не может правильно интерпретировать слышимые звуки (в том числе и человеческую речь). При тактильной агнозии (астереогнозе) кисти рук сохраняют нормальную чувствительную способность, однако больной не может определить форму объекта на ощупь. При зрительной агнозии у больного сохранено нормальное зрение, однако он не способен понять смысл написанного или напечатанного текста.

Слайд 24Продолжение:
2. Афазия — нарушение речи, при котором человек или совершенно не

может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание (хотя это и не связано с нарушением артикуляции). Афазия связана с заболеванием левой половины головного мозга (доминантного полушария) у правшей. Часто сопровождается затруднениями в чтении и письме.

Слайд 25Продолжение:
3. Аграфия — это приобретенная потеря способности писать, несмотря на то,

что сила и координация движений кисти руки сохранены в норме. Относится к языковым нарушениям, обычно бывает связана с заболеванием теменной доли головного мозга.

Слайд 26Продолжение:
4. Амнезия — (забывание слов) это частичная или полная потеря памяти

вследствие физической травмы, заболевания, приема некоторых лекарственных препаратов или психологической травмы.
Два типа амнезии:
антероградная амнезия,
ретроградная амнезия.


Слайд 27Продолжение:
Антероградная амнезия – это амнезия на события,

которые последовали после травмы.
Ретроградная амнезия – это амнезия на предшествовавшие травме события.
У некоторых больных одновременно могут наблюдаться оба типа амнезии.

Слайд 28Заключение:
Для выработки сигнальных систем необходимы:
1) способность выработки

условных рефлексов на комплекс раздражителей;
2) возможность выработки условных рефлексов;
3) наличие дифференцировки раздражителей;
4) способность к обобщению рефлекторных дуг.

Таким образом, сигнальные системы – основа для высшей нервной деятельности, которые сложны по своей структуре и работе.

Слайд 29Продолжение:
Анализ физиологических механизмов поведения человека показывает,

что оно является результатом совместной деятельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга. Вторая сигнальная система как высший регулятор человеческого поведения преобладает над первой и в некоторой мере подавляет ее. Вместе с тем первая сигнальная система в известной степени определяет деятельность второй.

Слайд 30Продолжение:
Обе сигнальные системы (состояния которых определяются

функцией коры большого мозга в целом) тесно связаны с деятельностью подкорковых центров. Человек может произвольно затормаживать свои безусловнорефлекторные реакции, сдерживать многие проявления инстинктов и эмоций.

Слайд 31Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика