Слайд 1Тема урока:
« Палеография как вспомогательная историческая дисциплина»
Слайд 2Связь с историческими дисциплинами
Слайд 3Вспомните:
1. Что называется историческим источником?
2. Какие типы исторических источников существуют?
3. Назовите
вспомогательные исторические дисциплины.
Слайд 4
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней
тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена
И.Бунин
Слайд 5
Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки (приметы) рукописных источников
в их историческом развитии.
Термин «палеография» состоит из двух греческих слов:
«палайос» - древний
«графо» - пишу
Слайд 6Задачи палеографии
1. Изучение графики букв, их эволюции, особенностей письма.
2. Безошибочное чтение
текстов.
3. Датировка (установление времени написания).
4. Определение места написания документа и его автора.
5. Установление подлинности рукописей.
Слайд 7Внешние признаки, изучаемые палеографией:
1. Знаки письменности.
2. Особенности графики.
3. Почерк.
4. Материал, на
котором пишут.
5. Орудие письма.
6. Украшения рукописей.
7. Краски, чернила, водяные знаки, клейма, штемпели, формат, переплет рукописей.
Слайд 8Кипу – узелковое письмо инков, индейского народа, жившего на территории современной
Республики Перу
Слайд 12
1.Вырезание сердцевины
папируса и разрезание ее на
полосы.
2. Вымачивание полос в воде.
3. Выкладывание полос в да слоя и их утомление.
Слайд 14Египетский папирус X век до н. э.
Слайд 17Рисунки на бересте новгородского мальчика Онфима.
XIII век
Слайд 21Лаврентьевская летопись 1377 г., содержащая один из старейших списков «Повести временных
лет»