Особенности речевых нарушений у детей-близнецов, рожденных в результате применения методики экстракорпорального оплодотворения презентация

Содержание

Реальность настоящего времени такова, что в нашей стране, как и во всем мире, широкое применение получают современные технологии искусственного оплодотворения для лечения бесплодного брака, так как отмечается рост бесплодия у

Слайд 1Особенности речевых нарушений у детей-близнецов, рожденных в результате применения методики экстракорпорального

оплодотворения

Аспирант МГГУ им М.А. Шолохова Печенина В.А.
Научный руководитель д.п.н. профессор Орлова О.С.


Слайд 2
Реальность настоящего времени такова, что в нашей стране, как и во

всем мире, широкое применение получают современные технологии искусственного оплодотворения для лечения бесплодного брака, так как отмечается рост бесплодия у населения детородного возраста, которое объясняется разными неблагоприятными факторами. Вспомогательная репродукция – одно из выдающихся достижений медицины ХХ века. Сегодня практически любое бесплодие может быть преодолено с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и основанных на этом методе вспомогательных репродуктивных технологиях (ВРТ).

Слайд 3
Наступление беременности в программах ЭКО является лишь первым этапом, после которого

не менее важными являются задачи вынашивания беременности и рождения здорового ребенка. Многолетние наблюдения за детьми, рожденными после ВРТ, подтверждают необходимость изучения таких вопросов, как генетические риски, врожденные пороки развития, психическое, физическое, речевое и умственное развитие.


Слайд 4Актуальность
Актуальным представляется изучение в динамике особенностей и закономерностей физического и психомоторного

развития детей, рожденных с помощью экстракорпорального оплодотворения. Состояние речевой функции и познавательного развития у детей, рожденных с помощью новых репродуктивных технологий, практически нигде не отображено и не изучено. Кроме того, рассматриваемая проблема находится в междисциплинарном поле на стыке специальностей (дефектологии, педиатрии, акушерства и гинекологии, неонатологии, неврологии).


Слайд 5Цель исследования
Установить распространённость речевой патологии у детей, появившихся на свет в

результате экстракорпорального оплодотворения, повысить эффективность оказания логопедической помощи детям данного контингента и разработать программу профилактики у них речевых нарушений.

Слайд 6Многоплодие в результате ВРТ
Многоплодные роды в результате применения ВРТ составляют более

50%. Течение раннего неонатального периода у детей от многоплодной индуцированной беременности в основном зависит от срока гестации, частота развития пограничных состояний и нарушений адаптации такая же, как у детей от физиологической беременности.


Слайд 7Типы близнецов
На основании изучения 2-х зародышевых оболочек были выделены два типа

близнецов – монозиготные – МЗ (однояйцовые, идентичные) и дизиготные – ДЗ (двуяйцовые, неидентичные).
МЗ близнецы развиваются из одной зиготы, которая в первых фазах деления образует две эмбриональные структуры, имеющие генетическую идентичность, а ДЗ - одновременно развиваются в двух разных зиготах и имеют лишь половину общих генов.

Слайд 8Особенности речевого развития близнецов
Факт того, что в своем развитии близнецы имеют

ряд особенностей связанных с течением беременности и родов, не может не оказывать влияния на общее состояние и функционирование их органов и систем, а также на развитие речи детей-близнецов.


Слайд 9Содержание исследования:
Нами отобрано 105 детей, посещающих дошкольные учреждения Ступинского муниципального

района. Под нашим наблюдением находятся 41 ребенок, родившийся в результате ЭКО, близнецы в этой группе составляют 76,9%, а также 64 ребенка, рожденных от естественно наступившей беременности, из них одна тройня, 22 двойни и 19 одиночно рожденных детей. Нас интересует, являются ли нарушения в познавательном и речевом развитии следствием экстрокорпорального оплодотворения, особенностями раннего неонатального развития, состоянием близнецовой ситуации.

Слайд 10Распределение детей по группам


Слайд 11
Для достижения поставленной цели была разработана диагностическая программа, включающая в

себя три блока: сбор и анализ анамнестических данных, логопедическое обследование, сравнительное исследование речевой функции детей, родившихся в результате применения методики ЭКО и детей, появившихся на свет в естественном цикле.

Слайд 121 блок
сбор и анализ анамнестических данных в процессе бесед с

родителями и изучении медицинской, педагогической, психологической документации с целью выявления отягощенного анамнеза и предпосылок к возникновению речевых нарушений.

Слайд 13
В основу работы положено ретроспективное исследование, в ходе которого были проанализированы

диспан­серные карты беременных, истории родов и разви­тия новорожденных, было проведено анкетирование и интервьюирование врачей.
Нами были выделены факторы риска по возникновению речевых отклонений у детей, зачатых в естественном цикле и рожденных в результате ЭКО. Анализ полученных данных, статистически обработанных с использованием метода корреляционного анализа и коэффициента Стьюдента, позволяет говорить о значимости следующих критериев, влияющих на речевое развитие детей экспериментальной и контрольной групп.
Различия считались достоверными, если (P< 0,05). При этом частота возникновения речевых нарушений при использовании метода не отличается от популяционных данных (P< 0,05).



Слайд 14Критерии выявления группы риска по возникновению речевых нарушений
Длительность гестации.
Способ

родоразрешения.
Патология пренатального,  натального,  постнатального  периода развития и ранней неонатальной адаптации.
Многоплодие.
Гендерные различия.
Недоношенность.
Асфиксия во время беременности и родов.
Родовая травма.
Инфекционные заболевания матери и плода.
Генетические факторы.
Соматическая патология.
Интоксикации (алкоголь, наркотики, никотин, химические вещества).
Социально-средовые факторы.

Слайд 15Сравнительный анализ показателей, влияющих на речевое развитие детей


Слайд 16
Полученные в ходе экспериментального изучения результаты позволяют говорить, что данные критерии

одинаково негативно влияют на речевое развитие ребенка, независимо от способа зачатия. В результате изучения медико-психолого-педагогической документации мы выяснили, что у 84% детей, изучаемого контингента отягощен анамнез vitаe, что связано с вышеуказанными факторами.

Слайд 17
В неврологическом статусе детей обеих групп имели место детский церебральный паралич

(ДЦП – 7,3%), синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ - 12,1%), минимальная мозговая дисфункция (ММД –36,5%), задержка психо-речевого развития (ЗПРР – 17%), соматическая ослабленность, сопутствующие заболевания органов и систем.


Слайд 182 блок
предусматривал выборочное когортное наблюдение за ЭКО-близнецами и одиночно рожденными

детьми 5-7 лет, воспитанниками ДОУ. В результате анализа существующих методик обследования, представленных в специальной литературе, для проведения диагностического изучения нами были взяты за основу модифицированные и адаптированные методики  Г.А. Волковой, О.Б. Иншаковой, Г.В. Чиркиной,Т.Б. Филичевой. Мы обращали внимание на особенности контингента обследуемых детей с обязательным учетом возрастного параметра и с позиции междисциплинарной методологии.

Слайд 19Результаты исследований
Мы рассмотрели результаты исследований развития речи у ЭКО-близнецов по сравнению

с единственным ребенком, а также проанализировали речевое развитие одиночно рожденных детей в результате применения ВРТ.
Это позволяет говорить нам, что у 79,5 % детей изучаемой категории есть нарушения речи различной степени тяжести. Также трудности при овладении речью наблюдаются у близнецов заметно чаще, чем у других детей. Это наводит на мысль, что развитие речи является для них «зоной риска».

Слайд 20Виды нарушений


Слайд 213 блок
Сравнительное исследование речевой функции детей, появившихся на свет в результате

ЭКО и детей, рожденных в естественном цикле
Распространенность речевой патологии у детей, рождённых, в результате ВРТ, а также у детей от многоплодной беременности (монозиготных и дизиготных близнецов) такой как, общее недоразвитие речи (ОНР - 49,5 % и 47,6 %), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР - 42,5 % и 39,6 %), минимальные дизартрические расстройства (МДР - 60,7 % и 53,9 %), задержка психического развития (ЗПР - 9,3 % и 4,8 %) выше, чем у детей, рождённых от одноплодной беременности (42,1 %, 25,0 %, 32,0 %, 3.1 % соответственно). Случаев ринолалии в ЭГ не было выявлено ни разу, а заикание отсутствовало в обеих группах.

Слайд 22
У всех детей, не зависимо от способа зачатия, близнецов и одиночно

рожденных дошкольников имеет место прямая корреляционная зависимость тяжести речевых нарушений и их выраженности от степени гипоксии действующей в антенатальный и интранатальный периоды их жизни. Значение t-критерия Стьюдента: 2.45. Различия статистически значимы (р<0,05)

Слайд 23
Отставание в речевом развитии чаше имеет место у монозиготных близнецов, чем

у дизиготных близнецов и одиночнорожденных детей (36,2 %, 28,4 % и 8,6 % соответственно).
Данное исследование позволило нам сделать вывод о том, что только у 26,8% детей ЭГ и у 27,5% детей КГ речевое и познавательное развитие соответствует возрастной норме.


Слайд 24
Резюмируя наши исследования, мы пришли к выводу, что характер речевых нарушений

у детей, рожденных с помощью ЭКО методики принципиально не отличается от нарушений речи у дошкольников, зачатых в естественном цикле. Становление речевой функции проходит у них те же этапы развития, что и у естественно зачатых детей. Наши исследования дают основания утверждать, что причинами речевых нарушений у ЭКО-детей и близнецов, рожденных в естественном цикле, являются одни и те же факторы.


Слайд 25
Представляется интересным тот факт, что в основной группе среди ЭКО-детей преобладают

дизиготные близнецы, а в группе сравнения среди близнецов больше монозиготных пар. Мы разделяем точку зрения D.V.M. Bishop и соавторов, которые считают, что процент нарушений речи у монозиготных детей - близнецов выше (72%), по сравнению с дизиготными (49%)

Слайд 26Нами проанализированы следующие возможные причины замедления становления языковых навыков и возникновения

речевых нарушений у близнецов, родившихся в результате ЭКО:


биологические особенности;
интеллектуальное промедление;
явление «близнецовой ситуации»;
минимизация устного взросло - детского взаимодействия;
порядковый номер рождения пары;
Помимо этих причин, имеются факторы, характерные для близнецов (зиготность) и обычные, характерные для всех детей (гендерный, социально-экономический статус, образование и забота родителей, размер семейства), которые влияют на речевое развитие.
Нам представляется интересным тот факт, что в семьях, где дети появились на свет в результате ВРТ технологий, близнецы к моменту школьного обучения догоняют, а иногда и опережают по развитию своих сверстников, в виду особого к ним отношения (повышенного внимания, заботы, опеки ).
Опыт обучения и воспитания ЭКО-детей с речевой патологией показывает, что дети данного контингента обладают высоким потенциалом и в результате правильно организованного коррекционно-развивающего воздействия могут достигать значительных успехов.


Слайд 27Выводы
Было установлено, что на обследованной нами когорте детей после ЭКО мы

не установили отличий от других детей соответствующего возраста, связанных именно с процедурой ЭКО. Характер речевых нарушений у ЭКО-детей принципиально не отличается от нарушений речи у дошкольников, зачатых в естественном цикле. Однако к детям, появившимся на свет в результате применения методики ЭКО, требуется больше внимания со стороны родителей и специалистов различного профиля.
Отклонения в развитии, грубые нарушения и инвалидность среди детей, рожденных в результате применения ВРТ, определяется не самой процедурой ЭКО, а пролонгированностью беременности, качеством родоразрешения и выхаживанием недоношенного ребенка, а также своевременно оказанным коррекционно-развивающим воздействием, заинтересованностью родителей и участием семьи в коррекционной работе.

Слайд 28
Таким образом, полученные результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о вариативности

и многоаспектности речевых нарушений у детей данного контингента, о необходимости поиска новых методов и форм коррекции недостатков речи.


Слайд 29
Дальнейшее направление исследования связано с созданием модели коррекционно-развивающей среды, способствующей совершенствованию

и повышению эффективности логопедической работы эстетическими средствами.

Слайд 30
Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика