Слайд 1Особенности конструирования урока физической культуры в начальной школе в свете реализации
ФГОС
Из опыта работы Шелтуковой Татьяны Борисовны,
учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»
г. Саранска Республики Мордовия
Слайд 2 Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры
— одна из главных целей развития отечественной системы школьного образования.
Слайд 3 Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Слайд 4Образовательный процесс в области физической культуры и ОБЖ в школе строится
так, чтобы были решены следующие задачи:
• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Слайд 5Календарно – тематическое планирование
Тематический план
Слайд 6 В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности учебная программа включает в
себя три основных учебных раздела:
«Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности),
«Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности),
«Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Слайд 7 Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной
активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека».
Слайд 8 Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное
включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой.
Слайд 9 Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован
на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем:
«Физкультурно-оздоровительная деятельность»,
«Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью»,
«Прикладно-ориентированные упражнения»,
«Упражнения общеразвивающей направленности».
Слайд 10 Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической
культуры и ОБЖ, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Основные формы организации образовательного процесса
Слайд 11Уроки физической культуры подразделяются на три типа:
уроки с образовательно-познавательной направленностью,
уроки с образовательно-обучающей направленностью,
уроки с образовательно-тренировочной направленностью
Слайд 12 Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами
и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Слайд 13 Раздел «Школьник и физкультура» посвящен не просто знакомству ученика с образовательной
областью «Физическая культура», но и подводит его к выводу, что двигательная деятельность занимает очень важное место в жизни человека.
Работа с учебниками
по «Физической культуре»
Слайд 14 Раздел «Как стать чемпионом» посвящен знакомству учеников с основными физическими качествами
человека и основными видами движений.
Слайд 15 Раздел «Ты и спорт» посвящен истории развития физической культуры и спорта,
показывает тесную связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. С помощью проблемных ситуаций, созданных в учебнике, ученик отвечает на вопросы: «Как появились физические упражнения?», «Каким должен быть защитник Родины?», «Откуда появились Олимпийские игры?» и др.
Слайд 16 Раздел «Я сам (Как быть здоровым)» посвящен самостоятельной деятельности и контролю
за физическим развитием, физической подготовленностью и основам формирования здорового образа жизни. Этот практический раздел тесно связан с освоением знаний и способов двигательной деятельности.
Слайд 17 Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу,
который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
Слайд 18 Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся
в рамках целенаправленной физической подготовки.
Слайд 19 Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в школе оцениваются
по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Результаты освоения программы
Слайд 20 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Слайд 21 Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается
и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Слайд 22 Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в
процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Слайд 23 Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических
ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.