Слайд 1Основополагающий вопрос:
Какое место занимает традиционная культура в нашей жизни?
Выполнили: ученики
10 класса
Логинова Марина
Попова Елена
Слайд 2Проблемный вопрос
Почему семейная обрядность занимает значительное место в жизни коми народа?
Слайд 3Гипотеза
Семейные обряды занимают большое место в традиционной коми культуре.
Слайд 4Цели и задачи:
Познакомиться с традиционными обрядами народа коми;
Найти материал в книгах,
журналах, интернете;Расширить кругозор
Воспитать любовь к фольклорным традициям
Слайд 5Обряды традиционной культуры:
Обряды в традиционной культуре коми занимают значительное место. Они
являются основным направлением культуры коми.
Слайд 6Свадебный обряд:
Свадебный обряд состоит из двух основных частей – обряд и
поэзия. Основными слагаемыми обряда коми свадьбы являются: сватовство, рукобитье, девичник, пир у невесты и жениха в день венчания, укладывание молодых спать, послесвадебные испытания молодой и молодого, посещение молодыми родителей невесты.
Слайд 7 Предсвадебный период:
Сватовство- приходили вечером либо же ночью. Приходили родители
жениха, крёстный отец жениха и жених. Сюда входили и дружки, которые в дальнейшем вели свадьбу.
Рукобитьё- в это время договариваются о приданном и о подарках. Назначают день свадьбы.
Слайд 8Свадебный период:
День свадьбы. Состоит из нескольких элементов: подготовка в доме жениха,
подготовка в доме невесты, встреча дружков, одевание невесты, венчание.
Слайд 9Послесвадебный период:
Проводится испытание невесты. Молодая в первый же день должна
была показать своё умение стряпать и убираться.
Слайд 10Родильный обряд:
Появление на свет нового человека было важным событием в жизни
семьи и общества. Для традиционной культуры коми было характерно исключительно серьёзное отношение к ребёнку. Общая заинтересованность в рождении полноценного ребёнка способствовала созданию целого комплекса приёмов и обычаев, призванных обеспечить благополучное рождение и развитие ребёнка, включение его в общество.
Слайд 11
Родильный обряд можно разделить на:
Подготовка к рождению ребёнка;
Рождение ребёнка («рациональный» и
«магический»);
Рождение ребёнка (привязывание пуповины, пеленание ребёнка);
Первичный уход за ребёнком;
Возвращение в дом (укладывание новорождённого в колыбель);
Слайд 12Похоронный обряд:
Весь комплекс похоронных обрядов делится на три этапа обрядовых актов:
действия, связанные с подготовкой к смерти и самим моментом смерти; действия, направленные на подготовку перехода покойника в потусторонний мир и к погребению; собственно похороны.
Очень важным элементом обряда было прощание с умирающим, так как коми считали, что это определяет отношение умершего к живым.
Слайд 13Обряды, связанные с подготовкой к смерти:
Обряды и действия, совершавшиеся в момент
смерти, по представлениям коми, во многом стимулировались приметами и гаданиями, предсказывающими скорое наступление смерти того или иного лица. Так, смерть могли предсказывать гадания на Ивану Купалу и Святки.
Слайд 14Подготовка перехода покойника в потусторонний мир:
Действия начинались с приготовления погребальной одежды.
Обычно его хранили в сундуке. Эта одежда отличалась от повседневной одежды некоторыми особенностями в технологии изготовления: белый цвет, холст разрывали руками, шили так называемым обратным швом.
Слайд 15Похороны:
Похороны завершали весь цикл погребальной обрядности. Основной целью было завершение подготовительных
действий и создание условий для перехода человека в потусторонний мир.
Слайд 16Выводы:
При исследовании мы узнали, что семейная обрядность народа коми и русских
по содержанию почти не отличается.
Они также разделены по этапам.
Семейная обрядность занимает значительное место и в повседневной жизни народа коми.
Слайд 17Список литературы:
Традиционная культура народа коми. Сыктывкар,1994.
Коми фольклор. Сыктывкар,2002.
Интернет ресурсы: http://www.google.ru/
(картинки); http ://www. yandex/ru/ (картинки).