Слайд 1ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Урок русского языка
в 11 классе
Слайд 2Задание: Прочитайте предложения, соблюдая орфоэпические нормы
Розовые банты красивее белых.
Я балую
своих детей.
Мы вам позвоним.
Мы хотим купить товар оптом на оптовом рынке.
Будем работать с каталогом.
Какие красивые жалюзи!
Я сварила борщ со свеклой.
Нам было завидно и обидно.
Нас уведомят о начале заседания.
Вы мне перезвоните.
Он приехал из аэропорта.
Слайд 3
Розовые бАнты красИвее белых.
Я балУю своих детей.
Мы вам
позвонИм.
Мы хотим купить товар оптом на оптОвом рынке.
Будем работать с каталОгом.
Какие красивые жалюзИ!
Я сварила борщ со свЁклой.
Нам было завИдно и обидно.
Нас увЕдомят о начале заседания.
Вы мне перезвонИте.
Он приехал из аэропОрта.
Слайд 4Задание: Определите род имён существительных, раскройте скобки.
Чтобы крыша не текла, её
нужно покрыть (толь).
Друг пригласил меня на чашечку (чёрный) кофе.
В зале сидит (компетентный) жюри.
Я долго грёб вёслами, отчего на руке (вздуться) (огромный) мозоль.
Мама прибрала в комнате, на окна повесила (красивый) тюль.
Лицо дамы (скрывать) (густой) вуаль.
Отличник гордится (свой) табель.
Голову моют (шампунь).
У стены стоит (чёрный) рояль.
На озере (плавать) (чёрный) лебедь.
Слайд 5
Чтобы крыша не текла, её нужно покрыть толем.
Друг пригласил меня на
чашечку чёрного кофе.
В зале сидит компетентное жюри.
Я долго грёб вёслами, отчего на руке вздулась огромная мозоль.
Мама прибрала в комнате, на окна повесила красивый тюль.
Лицо дамы скрывала густая вуаль.
Отличник гордится своим табелем.
Голову моют шампунем.
У стены стоит чёрный рояль.
На озере плавал чёрный лебедь.
Слайд 6Задание: Образуйте множественное число от существительных.
Директор, доктор, инспектор, профессор,
инженер, шофёр, фельдшер, редактор, отпуск, якорь, договор, выбор, цех, лектор, катер, торт, порт, бухгалтер, библиотекарь, аптекарь, дно (кастрюли).
Слайд 7
Директора, доктора, инспектора и инспекторы, профессора, инженеры, шофёры, фельдшера, редактора и
редакторы , отпуска, якоря, договоры, выборы, цеха, лекторы, катера, торты, порты, бухгалтеры, библиотекари, аптекари, донья (кастрюли).
Слайд 8Задание: Раскройте скобки.
Мама велела мне купить несколько (простыни).
Я не нашла в
магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила по два килограмма (помидоры) и (яблоки).
В углу стояло несколько (кочерга).
Сегодня мне нужно забрать братишку из (ясли).
В далёкий поход мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар шерстяных (чулки) и (носки).
Иван Андреевич Крылов написал много (басни).
Отряд (солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте.
Я оставался в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потёмки).
Я встала, сняв ребёнка с (колени).
Над болотом кружила пара (цапли).
Слайд 9
Мама велела мне купить несколько простыней.
Я не нашла в магазинах ни
апельсинов, ни мандаринов, ни баклажанов, зато купила по два килограмма помидоров и яблок.
В углу стояло несколько кочерёг.
Сегодня мне нужно забрать братишку из яслей.
В далёкий поход мы взяли две пары резиновых сапог, несколько пар шерстяных чулок и носков.
Иван Андреевич Крылов написал много басен.
Отряд солдат и группа партизан встретились в назначенном месте.
Я оставался в лесу долго: от синих сумерек до полных потёмок.
Я встала, сняв ребёнка с коленей.
Над болотом кружила пара цапель.
Слайд 10Укажите вид тропа, используемый в предложении.
Отвесный утёс, вдоль которого поднималась тропа,
отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве между верхушками росших елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла.
Слайд 11Какое из перечисленных ниже средств художественной выразительности используется в предложении?
Он делал
непохожие на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которыми и сейчас невозможно не восхищаться.
а) метафора б) гипербола
в) градация г) сравнение
Слайд 12Назовите художественные средства, использованные в строках стихотворения Н. А. Некрасова:
Ты и
убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Слайд 14Рефлексия
Сегодня на уроке…
Я научился…
Я рад, что…
Теперь я….