Слайд 1
Организация учебно-воспитательного процесса
в 5-х классах
ГУ «Общеобразовательная средняя школа № 11»
Слайд 2
И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать,
не передавая знания, всякое же
знание действует воспитательно.
Слайд 3ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ ВОЗНИКЛО
ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА ADAPTO – ПРИСПОСОБЛЯЮ
Слайд 4Социальная адаптация – приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним
из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.
Слайд 5
Социальная адаптация включает:
Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя
Успешное общение и
адекватные отношения с окружающими
Способность труду, обучению и организации досуга и отдыха
Способность к самообслуживанию и самоорганизации
Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями
Слайд 6Пятиклассники – ученики совершенно особенные.
Во многом - по духу своему,
интересам, манере поведения - они близки ученикам начальной школы.
«Идейно» же, а также по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.
Слайд 7
ПРИ ПЕРЕХОДЕ
ДЕТЕЙ ИЗ ОДНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В ДРУГУЮ
УСПЕВАЕМОСТЬ У МНОГИХ СНИЖАЕТСЯ
ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ ТЕРЯЕТСЯ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ НАПРЯЖЕННЫМИ, КОНФЛИКТНЫМИ, А ОНИ САМИ - ТРЕВОЖНЫМИ
Слайд 9ФОРМЫ
РАБОТЫ
ПО АДАПТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ
5-Х КЛАССОВ
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ
РАБОТА
С ПЕДАГОГАМИ,
УЧАЩИМИСЯ
И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЕ
УРОКОВ
УЧИТЕЛЯМИ-
ПРЕДМЕТНИКАМИ
ПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ
И
КЛАССНЫХ ЧАСОВ
АДМИНИСТРАЦИЕЙ
РОДИТЕЛЬСКИЕ
СОБРАНИЯ
КЛАССНЫЕ
ЧАСЫ
ЗАСЕДАНИЕ МО
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА
ЗАСЕДАНИЕ
«КРУГЛОГО
СТОЛА”,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
КОНСИЛИУМЫ
Слайд 10
Основные направления работы:
Организационная работа.
Психологическая диагностика.
Консультативная работа с педагогами, учащимися и их
родителями.
Профилактическая работа.
Коррекционно-развивающая работа.
Аналитическая работа
Слайд 11ЭТАПЫ
работы по
социальной адаптации учащихся
5-х классов
ГУ «Общеобразовательная средняя
школа № 11»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
(АПРЕЛЬ-МАЙ)
СОБСТВЕННО АДАПТАЦИОННЫЙ
(СЕНТЯБРЬ-НОЯБРЬ)
ПОСТАДАПТАЦИОННЫЙ ИЛИ АНАЛИТИЧЕСКИЙ
(НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ)
Слайд 13
Мероприятия,
способствующие
успешной адаптации
учащихся 5-х классов
ГУ «Общеобразовательная
средняя школа
№ 11»
Слайд 14Обсуждено, принято, имеется
Программа психолого-педагогического сопровождения школьников при переходе из начального звена
в среднее
Программа адаптационных встреч для пятиклассников «Новичок в средней школе»
Модель выпускника четвертого класса
Модель выпускника пятого класса
Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих начальную школу
Оценка результатов учебно-познавательной деятельности школьников
Преемственность между классными руководителями
Памятка классному руководителю пятого класса
Преемственность в учебно-воспитательной работе
Единые педагогические требования к учащимся и педагогам
Слайд 15
Программа психолого-педагогического сопровождения школьников при переходе из начального звена в среднее
Объект:
психолого-педагогическое
сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено
Предмет:
процесс подготовки и адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено, обеспечение преемственности в обучении.
Цель программы:
создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене и обеспечение дальнейшего их поступательного развития
Задачи программы:
выработка системы единых и последовательных педагогических требований;
повышение уровня психологической готовности учащихся 4-5 классов к обучению, всестороннему развитию;
адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклассников;
разработка методических рекомендаций педагогам и учащимся для успешной адаптации в новой социально-педагогической ситуации.
Методы исследования:
изучение методической литературы по вопросам адаптации;
психологическая диагностика, проведение качественного и количественного анализа с целью выработки рекомендаций;
анкетирование среди учащихся и педагогов;
наблюдение; собеседования;
педагогический анализ;
управленческие консультации.
Слайд 16ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННЫХ ВСТРЕЧ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ
«НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»
1 ЗАНЯТИЕ. «ЧТО
ТАКОЕ 5-Й КЛАСС»
2 ЗАНЯТИЕ. «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
3 ЗАНЯТИЕ. «НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»
4 ЗАНЯТИЕ. «ПОНИМАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА»
5 ЗАНЯТИЕ. «МИР ЭМОЦИЙ»
6 ЗАНЯТИЕ. «НАШИ УЧИТЕЛЯ»
7 ЗАНЯТИЕ. «ИЩУ ДРУГА»
8 ЗАНЯТИЕ. «МЫ И НАШ КЛАСС»
Слайд 17
Единые требования к учащимся предъявляются:
до начала урока;
на уроке;
требования к состоянию учебников,
дневников, тетрадей, рабочего места;
к внешнему виду;
к речи;
на переменах и внеурочное время;
Слайд 18Требования к педагогам:
учитывать создавшуюся педагогическую ситуацию;
прямое требование должно быть поставлено четко
и спокойным тоном;
позитивность требования;
инструктивность требования;
косвенное требование в форме совета, игры, доверия, просьбы, одобрения и т. д;
правильно оценить работу ученика.
Слайд 19Самый лучший учитель для ребенка тот, кто духовно общаясь с ним,
забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника.
В.А. Сухомлинский
Слайд 21Уровень педагогического мастерства учителей
Слайд 22Классные руководители 5-х классов
Слайд 23Диагностика
ученического
коллектива
Слайд 26САМЫМ ВАЖНЫМ В ШКОЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
Уроки – 28 %
Получение новых знаний –
40 %
Участие в олимпиадах – 7 %
Директор – 13 %
Учителя – 12 %
Слайд 27Самым интересным для детей является:
уроки – 51 %
перемены – 27 %
игры
– 12 %
беготня по коридорам – 10 %
Слайд 28Школьная мотивация пятиклассников
Слайд 34Веселые и нарядные с букетами цветов идут первого сентября дети в
школу.
Каждый из них в глубине души надеется быть примерным учеником.
Насколько сбудутся эти мечты, зависит от того, сумеем ли мы сохранить им детство, радостным ли будет для них учение, станем ли мы друзьями.