Слайд 1Организация рефлексии 
на уроке 
и развитие навыков рефлексии в начальной школе
                                                            
                                                         Шипиловских Л. Н. 
                  учитель начальных классов 
      МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа №3»
ФГОС
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2   Рефлексия - размышление человека,  направленное  на
                                                            
                                    анализ  себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
 Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3  Рефлексия бывает:
 индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что
                                                            
                                    ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
 групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4     Виды рефлексии:
Коммуникативная - ее объектом являются
                                                            
                                    представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5     Виды рефлексии: 
Интеллектуальная - проявляется в
                                                            
                                    ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Этап организационного
 момента и целеполагания
Цель:  побуждение учащихся к деятельности
Содержание: 
                                                            
                                    выражается в выборе
индивидуальной цели учащихся в рамках
формирования  как общеучебных, так и
специфических умении и навыков.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Этап актуализации ЗУН учащихся
Цель: диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень
                                                            
                                    подготовленности
Содержание: каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8В начале работы по теме урока содержательная рефлексия 
Цель: помочь учащимся
                                                            
                                    осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы
Содержание: самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9На завершающем этапе
Цель: подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность
                                                            
                                    работой
Содержание: происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация :
Рефлексия настроения и эмоционального
                                                            
                                    
   состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Рефлексия настроения и эмоционального состояния
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 13Рефлексия содержания
 учебного материала
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Приёмы проведения
 рефлексии:
Устная рефлексия:  имеет своей целью обнародование собственной позиции,
                                                            
                                    ее соотнесение с мнениями других людей
Письменная рефлексия: является наиболее важной для развития личности (эссе ; «бортовой журнал»; различные виды дневников; письменное интервью ; стихотворные формы; различные варианты портфолио)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Приёмы  рефлексии:
Закончи предложение (письменное интервью)
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того,
                                                            
                                    что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 
Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
   - сегодня я узнал…            - я понял, что…
   - было интересно…            - теперь я могу…
   - было трудно…               - я научился…  и т. п.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Приёмы  рефлексии:
Анкета самоанализа
Цель: самоанализ, качественную и количественную оценку уроку. Некоторые
                                                            
                                    пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
На уроке я работал                    активно / пассивно
Своей работой на уроке я              доволен / не доволен
Урок для меня показался               коротким / длинным
За урок я                             не устал / устал
Мое настроение                      стало лучше / стало хуже
Материал урока мне                   понятен / не понятен
Домашнее задание                    интересно / не интересно
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Приёмы  рефлексии:
      «Плюс-минус-интересно»
Цель: подведение итогов
                                                            
                                    урока. 
Содержание: предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Приёмы рефлексии:
«Комплимент»
«Поездок»
“Украсить торт”
  «Поляна»
Графическая рефлексия
Самопроверка
Оценочная лесенка
Определи критерий
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ
                                                            
                                    своего настроения
      - анализ своих успехов
2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)
3 этап – анализ работы одноклассников
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии
Представь что ты….
Автопортрет. 
Без маски. 
Карусель.
                                                            
                                    
На какой я ступеньке? 
Проективный рисунок "Я такой, какой я есть". 
Три имени
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии
Образно-рефлексивная процедура "Дерево". 
Образно-рефлексивное упражнение "Подари
                                                            
                                    себе имя".
Процедура "Рефлексия "Здесь и теперь". 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Источники
1. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М.2005
2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение
                                                            
                                    в школе. Ростов-на-Дону. Феникс.2006
3. . Тургунбаева Б.А. Педагогические технологии как условие перехода к компетентностному образованию// Начальная школа, 2006, №1
 4 http://foto.rambler.ru/users/mi-studio/album2/_/popup.html 
5. http://allmebel.com.ua/rus/market/cat_95-items_2404-mode_full.html
6. http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=37