Слайд 1
«Организация работы с «трудными» детьми».
Слайд 2
«Нет трудных детей,
есть дети,
которые не нашли
интересное дело».
Неизвестный
автор
Слайд 3Причины возникновения «трудных» подростков
Биологические причины;
Социальные причины;
Психологические;
Комплексные причины.
Слайд 4При работе с такими детьми педагоги допускают ряд типичных ошибок:
«При уступчивости
дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант). При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю;
В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине;
Слайд 5
Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции;
Расширение оценки успеваемости до
оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот;
Слайд 6
Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как
снижается или завышается самооценка;
Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной;
Слайд 7
Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает
только грубость.
В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.
Слайд 8
В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения
к трудным детям.
Слайд 9Общаясь с подростком, помните:
Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона.
При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является имя.
Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения старайтесь вести разговор на равных.
Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе способность к педагогической импровизации.
Слайд 10 Различают два подхода в подготовке к разрешению конфликтов:
изучение имеющегося
передового педагогического опыта;
второй – овладение знанием закономерностей развития конфликтов и способами их предупреждения и преодоления;
Слайд 11
В.М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит
от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
позиция авторитарного вмешательства в конфликт – педагог не будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
позиция нейтралитета – педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
позиция избегания конфликта – педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.
Слайд 12
По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются
следующие конфликты:
деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Слайд 13
Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть:
утомление учащихся;
конфликты на предыдущем уроке;
ответственная контрольная работа;
ссора на перемене, настроение учителя;
его умение или неумение организовать работу на уроке;
состояние здоровья и личностные качества.
Слайд 14
Особенности педагогических конфликтов
ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: т.к
школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
Слайд 15
различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами
ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
Слайд 16
контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии,
“выпустить пар”;
не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);
не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);
Слайд 17
стараться не выгонять ученика из класса;
по возможности не обращаться к администрации;
не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности, давать оценку только его конкретным действиям;
Слайд 18
дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что “не
ошибается только тот, кто ничего не делает”;
независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
Слайд 19Выводы:
в основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт может
носить конструктивный и деструктивный характер;
у большинства педагогов сохраняется настороженное отношение к конфликтам среди учащихся;
конфликтов не следует “бояться”, поскольку они закономерны;
Слайд 20
конфликты среди подростков в силу их возрастных особенностей - явление распространенное
и обычное;
к конфликту часто приводит высокий эмоциональный “накал” в общении;
причиной конфликта может служить утверждение своего “Я”;
Слайд 21
внутриличностный конфликт может стать причиной межличностного конфликта;
вмешиваться педагогам в конфликт целесообразно
не столько для того, чтобы устранить его, сколько для оказания помощи подростку в познании самого себя, своего товарища, своего учебного коллектива;
прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо знать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;
Слайд 22
конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать
эффективными средствами воспитательного воздействия;
педагогу необходимы глубокие специальные знания для успешного управления конфликтами среди подростков.