Слайд 1Организация экспертизы Программы развития образовательной организации
Подготовка эксперта в области развития образования
Слайд 2Экспертиза
(от лат. expertus — опытный, сведущий) — исследование, проводимое лицом, сведущим
в науке, технике, искусстве или ремесле, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы, требующие специальных познаний.
Экспертиза производится по вопросам, возникающим в правоотношениях между субъектами права, с целью разрешения спорных ситуаций, установления интересующих фактов. Экспертиза проводится специально привлекаемым для этого лицом — экспертом, обладающим специальными знаниями, которыми её инициаторы не обладают.
Слайд 3ВИДЫ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нормоконтролирующая экспертиза: сравнение характеристик предмета экспертизы с имеющимися у
эксперта объективными критериальными требованиями.
Квалифицирующая (интерпретирующая) экспертиза: идентификация осуществляемой инновационной практики, ее интерпретации в актуальном социокультурном и образовательном контексте, определении следствий реализации и перспектив развития.
Понимающая экспертиза: дооформление, доведение до уровня транслируемости. При этом решающее значение приобретает помощь автору в самовыражении, становлении собственного уникального опыта. В результате эксперту необходимо сделать реконструкцию замысла практика, а иногда его исходной идеи.
Слайд 4Алгоритм организации деятельности эксперта
Объект экспертизы
Критерии экспертизы
Показатели экспертизы
Индикаторы экспертизы
Методы экспертизы
Результаты экспертизы
Слайд 5Экспертиза инновационной деятельности
Слайд 6Что понимать под критериями?
Критерий - признак, на основании которого производится оценка,
определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.
Критерии оценки - это письменные нормативы того, как должна выполняться та или иная работа - норматив, предписание.
Критерии – динамические, конвенциональные нормы, позволяющие давать разноаспектную оценку – институционально-конвенциональные нормы.
Слайд 7Критерии оценки объектов и явлений
Критерии есть модель желаемого состояния, достижения целей
– образ результата
Критерии могут выступать как основания для анализа или самоанализа деятельности (параметры анализа)
Критерии необходимы для эмпирической (относительной, динамической, экспертной) оценки уровня и степени анализируемого явления с целью принятия управленческих решений, стимулирования, объективации результатов и достижений
Слайд 8Виды критериев
при оценке качества
Критерии пригодности (необходимость чего-то для решения проблемы
или удовлетворения потребности, полезность)
Критерии оптимальности (соответствие необходимым требованиям для выполнения своего предназначения, пригодности)
Критерии превосходства (определение высших форм проявления качества)
Слайд 10Методы критериальной оценки
Метод аналогичных сопоставлений основан на сравнении параметров (критериев) качества оцениваемой
работы и ее результатов с аналогичными.
Метод сопоставления запланированных и реальных результатов основан на сравнении плановых показателей с практически достигнутыми в результате реализации.
Метод анализа экспериментальных результатов – сравнение прошлых результатов и полученных в процессе эксперимента.
Метод нормативных сопоставлений – сравнение относительно стандартизированной или динамической нормы.
Слайд 11Программа развития образовательной организации
Слайд 12Объекты экспертизы Программы развития
Содержание программы развития;
Структура программы развития;
Модель управления реализацией программы
развития.
Слайд 13Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы:
информационно-аналитическая справка о текущем состоянии
Учреждения;
цель и задачи Программы (образ будущего состояния Учреждения) и общая стратегия их реализации в Учреждении;
описание ожидаемых результатов реализации Программы, их количественные и качественные показатели решения поставленных задач и хода реализации Программы по годам;
план-график программных мер, действий, мероприятий, обеспечивающих развитие Учреждения с учетом их ресурсного обеспечения (финансово-экономические, кадровые, информационные, научно-методические);
приложения к Программе (при необходимости).
Слайд 14Оценка результативности программы развития Учреждения проводится по следующим критериям:
актуальность (нацеленность на
решение ключевых проблем развития Учреждения);
прогностичность (ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и управление Учреждением, и учет изменений социальной ситуации);
эффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов);
реалистичность (соответствие требуемых и имеющихся материально-технических, кадровых и временных ресурсов);
системность (наличие системного образа Учреждения, образовательного процесса, отображение в комплексе всех направлений развития);
проработанность (подробная и детальная проработка всех шагов деятельности по Программе);
управляемость (разработанный механизм управленческого содержания Программы);
контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей);
социальная открытость (наличие механизмов информирования участников работы и социальных партнеров);
культура оформления программы (единство содержания и внешней формы Программы, использование современных технических средств).
Слайд 15Виды профессиональной деятельности руководителя ОО
Аналитическая деятельность;
Целеполагание;
Планирование;
Контроль;
Мотивация.
Слайд 16Проблемы оценки эффективности
Критерии и показатели повторяют задачи деятельности и являются избыточными,
излишне детализированными по отношению к оцениваемым явлениям
Предлагаемые критерии и показатели часто неоднозначны, то есть не имеют однозначного истолкования
Отсутствие системы показателей (россыпь) не позволяет отделять главное от второстепенного
Не все можно измерить (проблема единиц измерения и ценностей, разработанности процедур оценивания)