Одаренный ребенок. Какой он? Иллюзии и реальность презентация

Содержание

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 1 Одаренный ребенок. Какой он? Иллюзии и реальность


Слайд 2Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 3Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися

достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

Слайд 4Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся

очень рано.

• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

• Не могут четко развести реальность и фантазию.

• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми

Слайд 5Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по

зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.


Слайд 6Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно

высокими общими интеллектуальными способностями.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Дети с физической одаренностью.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.
 

Одаренный ребенок = Ребенок с повышенным уровнем развития


Слайд 7
Работа с одаренными детьми = Создание условий для развития одаренности

Деформация

мотивации

«Неуспешный
одаренный
ребенок»
«Синдром
недостиженца»


Слайд 9
1. «Мотивация на результат»
(отличники, будущие медалисты, участники олимпиад, стремление к победе

приобретает болезненные черты, не радуют победы других, болезненное отношение к другим отметкам, кроме 5)
2. «Мотивация на самоутверждение»
Это те «неуспешные одаренные», силы которых уходят на манипулирование людьми, чтобы избегать ответственности, своим видом демонстрируют безразличие к отметкам, успеху, хотя внутренне переживают. Очень критичны, часто ведут «борьбу» с окружающими, не стабильны в учебе.
3. «Мотивация на «творчество»
Отличаются необычностью и нестандартностью мышления, не любят фактической стороны учения, «несобранные», «неорганизованные», но неординарно проявляют себя в нестандартных ситуациях, часто не признаются педагогами одаренными, могут не доделать начатое («Ведь важен процесс, а не результат!»), часто даже раздражают педагога.
4. «Мотивация на познание»
Общение с такими учащимися – радость и большая ответственность, чаще увлечены одним предметом, попадают в ситуацию «палочки-выручалочки» или «изгоя». Для них цель – познание, и в случае ее деформации могут быть нежелательные последствия: потеря интереса к познанию

Группы одаренных детей с учетом уровня и характера их мотивации (наиболее четко прослеживается к старшему школьному возрасту):


Слайд 10Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
   принцип максимального разнообразия предоставленных

возможностей для развития личности;

   принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

   принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

   принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

   принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Слайд 11
Условия успешной работы с высокомотивированными детьми:

Осознание каждым учителем важности и

необходимости поддержки этой категории детей.

Включение в работу прежде всего учителей, умеющих увлечь, заинтересовать, поддержать.

Создание условий для развития одаренности учащихся.

Создание системы презентации и фиксирования достижений учащихся.


Слайд 12Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих

определенными качествами:

учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;


Слайд 13  учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в

их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.


Слайд 14
Проблемное поле и возможные пути преодоления:

Затруднение в создании условий для формирования

мотивации и преодоления ее деформации.

2. Недостаточные знания в области практической психологии, методик выявления одаренности и последующей работы.

3. Недостаточный обмен опытом по данной проблеме с педагогами других ОУ.

4. Педагоги испытывают сложности с выявлением проблемных зон у одаренных детей.


- Ориентация одаренных детей на сам процесс деятельности, приобретение новых ЗУН

- Обратить повышенное внимание на дистанционные конкурсы и олимпиады

Организация сетевого взаимодействия с другими ОУ.

Включение данной проблемы в программу самообразования учителя.

Слайд 15Великий Наполеон говорил:

«Когда ищешь причины успехов великих полководцев, то удивляешься, находя,

что было ими сделано все, чтобы обеспечить их».



Слайд 16Педагогический стереотип
Одарённые – те, кто учится легко и быстро.
Да,

это так, но не всегда.
Мы забываем простую психологическую истину: задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться.

Слайд 17Мифы и реальность
1.Некоторые считают, что
талантам, т.е. одаренным
детям, помогать не надо-
если талант

есть, то сам
пробьется.

Оказывается, нет
кто-то пробьется, а кто-то не пробьется, зачахнет, погаснет.




Оказывается, не всегда
есть так называемая возрастная
одаренность, когда учащийся в
4 классе показывает явное и
сильное опережение своих
сверстников, например, по
интеллектуальному развитию,
но к 10 классу это опережение
куда-то исчезает.


2.Если учащийся показал свою одаренность, то это останется для него свойственным «на всю оставшуюся жизнь»


Слайд 18






3.Полагают, что для выявления
одаренности ребенка
достаточно замерить уровень
развития его способностей с
помощью

тестов.








Оказывается, что ни один из
существующих тестов (Айзенка,
Амтхауэра, Векслера, Торренса
и др.) не дает гарантии того, что
вы не проглядели одаренного
ребенка. В лучшем случае тес-
ты могут помочь оценить
только признаки, соответствую-
щие данному тексту, и давать
основание для предположения
о том, что данный ребенок
Может оказаться одаренным.


Слайд 19

4. Если учащийся неуспевающий, то о какой одаренности может идти речь?

Оказывается

не всегда, но может. По данным психолога Е.Торренса, около 30% детей, отчисленных из школы за не успеваемость, были одаренными.

5. Если ребенок явно одарен-
ный, то ему нужно только
давать побольше учебного
материала и потруднее
(принцип экстенсивного и
интенсивного обучения и
насыщения) и проблема его
обучения и развития решена.

Оказывается, нет, потому
что есть категория одаренных
детей, которые с энтузиазмом
«засасывают» весь предлагае-
мый им учебный материал, но
умением самостоятельно
учиться не обладают и
преодолевать возникающие
при этом учебные и
личностные преграды не умеют.


Слайд 206.С обучением одаренного
ребенка может справиться
любой педагог если только
он обладает

необходимым
уровнем предметной
подготовки.







Оказывается, нет, не любой,
потому что у одаренных детей
есть свои психологические осо-
бенности и трудности развития,
которые чаще всего переживаются
ими настолько сильнее, чем
обычными детьми, что это позво-
ляет говорить о них как о детях
группы риска, поэтому работать
с ними без специальной психоло-
гической подготовки может далеко
не каждый педагог, а бывает, что
и не каждый психолог.

7.Бытует мнение, что психолог нужен только для того, чтобы выявить одаренного ребенка
(с помощью тестов), остальное-забота педагога.

Оказывается, что тоже нет.


Слайд 21Индивидуализация
обучения
Создание условий
развития на уроке
Каникулярные сборы,
лагеря,
творческие
лаборатории
Дифференциация
обучения
Дополнительное


образование

Проектная
деятельность

Школьные
олимпиады

Научно-
исследовательская
деятельность

Интеллектуальный
марафон

Индивидуальные
занятия

Творческие конкурсы,
олимпиады,
семинары

Участие в
интеллектуальных
конкурсах

Формы обучения одарённых детей


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика