Слайд 109/06/2018
Обучение пациента и просвещение населения
Кафедра семейной медицины СПбМАПО
Санкт-Петербург
Е.В. Фролова
Профилактика неинфекционных заболеваний
в общей врачебной практике
Слайд 209/06/2018
План лекции
Определение понятий
Правила и условия эффективного обучения пациентов
Обучение здоровому образу жизни
(первичная профилактика)
Обучение пациентов с хроническими заболеваниями
Критерии эффективности обучения
Слайд 309/06/2018
Цель лекции
Ознакомить врачей общей практики с методикой обучения пациентов, показать необходимость
ее применения, продемонстрировать эффективность
Слайд 409/06/2018
Обучение пациента
Доктор-”docere”- «учить»
Когда и чему нужно учить пациентов?
Когда необходимо изменить их
образ жизни и вредные привычки (первичная профилактика)
Когда они заболели хроническим заболеванием (третичная профилактика)
Можно учить не одного пациента, а все население (пропаганда, просвещение)
Слайд 509/06/2018
Почему именно семейный врач лучше всего это делает?
80% пациентов обращаются к
семейному врачу не менее 2 раз в год (П.П.Шевчук, Е.В.Фролова, М.С.Кочугова. Российский семейный врач.– 2001.– №3)
Семейный врач знает условия жизни пациента, его окружение
Семейный врач знает всех членов семьи
Обладает комплексом профессиональных знаний
Слайд 609/06/2018
История проблемы:открытие факторов риска НИЗ
Основные факторы риска:
биологические неизменяемые: пол, возраст,
наследственность
Биологические, изменяемые: гиперлипидемия, дислипидемия, гипертензия, гипергликемия, избыточная масса тела
Слайд 709/06/2018
История проблемы:открытие факторов риска НИЗ
Основные факторы риска «поведенческие»:
Нерациональное питание
Курение
Малоподвижный образ жизни
Злоупотребление алкоголем
Слайд 809/06/2018
Факторы, влияющие на поведение человека
Поведение зависит от
– окружения
• возможностей/барьеров
•
норм и ожиданий
• социальной поддержки
• ролевых моделей
– индивидуальных особенностей
• ценностей, взглядов
• действующих моделей поведения
• навыков, намерений
Слайд 909/06/2018
Типы поведения по отношению к здоровью
Запланированное
Незапланированное
Защитное
Разрушительное
Поведение больного – поиск
лечения, направлено на выздоровление
Слайд 1009/06/2018
Правила обучения пациентов
Определите, кого надо обучать –популяцию, группу или личность
Определите, чему
надо обучать (образовательные темы, или «потребности»)
Мотивируйте пациента к обучению (мотивация)
Определите, что мешает обучению (барьеры)
Слайд 1109/06/2018
Определение потребностей в обучении
Сбор информации о пациенте
Анамнез (наследственность, поведение)
Опросники, анкеты
Амбулаторная карта
(данные обследования)
Беседы с членами семьи
Косвенные источники
Слайд 1209/06/2018
Мотивация
Повод, причина для индивидуального выбора изменения поведения и степень силы для
осуществления этого желания (Curry,Wagner , Grothaus, 1990)
Слайд 1309/06/2018
Создание мотивации
Предоставление информации о факторе риска, болезненном процессе и т.д.
Реальная информированность
о факторах риска недостаточна
Информированность повышается с появлением объективных признаков ухудшения самочувствия
Необходимы доверительные отношения с врачом
Успех повышает мотивацию
Мотивация индивидуальна
Слайд 1409/06/2018
Информированность
Создает предпосылки для мотивации
Знание дает возможность выбора поведения
Ответственность за информацию лежит
на обществе
Информированность повышается с появлением клинических проявлений рискованного поведения
Слайд 1509/06/2018
Информированность об опасности гипертензии
(Е.В. Фролова, 2003)
Слайд 1609/06/2018
Препятствия
Физическое состояние
Финансовые обстоятельства
Отсутствие поддержки
Недостаточный уровень образования
Культурные, языковые, этнические барьеры
Слайд 1709/06/2018
Образование
Чтобы эффективно обучать здоровью, необходим достаточный уровень общего образования
Старики мало образованы
Молодежь
недостаточно образована (проблемы питания и вредных веществ)
Из факторов, включавших пол,курение, содержание холестерина в крови, САД и ДАД низкое образование влияло более всего (р=0,03) на частоту неблагоприятных исходов ССЗ (Е.В.Фролова,2003)
Слайд 1809/06/2018
Препятствия
Отсутствие или снижение мотивации
Негативный прошлый опыт
Зависимость от окружения
Отрицание личной ответственности
Слайд 1909/06/2018
Распределение мнений опрошенных разного возраста об ответственности за здоровье)
(Е.В.Фролова, 2003)
Слайд 2009/06/2018
Обучение по вопросам здорового образа жизни
Модели изменения поведения
Транстеоретическая модель (Prochaska J.O.,
DiClemente 1986 )
Обдумывание изменений
Подготовка изменений
Выполнение изменений
Сохранение изменений
Срыв
Слайд 2109/06/2018
Технология прекращения курения
• Стадия 1: выбор мотивации (обдумывание изменений)
• Стадия
2: установление факторов, провоцирующих курение с помощью дневника (подготовка к изменениям)
• Стадия 3: снижение количества выкуриваемых сигарет (выполнение изменений)
• Стадия 4: прекращение курения:выбор дня (выполнение изменений)
• Стадия 5: предотвращение срывов, обеспечение социальной поддержки (сохранение изменений)
• Стадия 6: срыв
• Стадия 7: начало цикла
Слайд 2209/06/2018
Эффективность обучения по транстеоретической модели
После профилактических мероприятий с обучением пациентов и
изменением поведения на 10% больше стало желающих быть физически активными
У пациентов, обучавшихся в «школе», (случайная выборка 94 человека) систолическое АД снизилось на 11 мм рт.ст., диастолическое на 6,8 в течение 6 мес; эффект сохранялся в течение 2 лет
Слайд 2309/06/2018
Обучение по здоровому образу жизни
Консультирование по питанию
Консультирование по проблемам алкоголя
Консультирование по
курению
Консультирование по планированию семьи
Консультирование по профилактике ИППП
Слайд 2409/06/2018
Просвещение населения
Виды образовательных кампаний: через СМИ и с помощью медицинских работников
Цели,
задачи, методы, план, оценка
Слайд 2509/06/2018
Методы проведения
Просветительская кампания адресована определенной группе в сообществе (пожилые, живущие в
домах-интернатах; наркозависимая молодежь; подростки из групп риска)
Процесс должен быть двусторонним, постоянная оценка эффективности
Образовательные материалы, подготовленные заранее
Слайд 2609/06/2018
Сотрудничество со СМИ
Обеспечение законодательной поддержки со стороны муниципальных или иных органов
власти
Разделение ответственности
Пресс – конференции, публикации, серии статей, интервью с ведущими специалистами
Слайд 2709/06/2018
Образовательные кампании, которые проводят медики -
Центры медицинской профилактики
Участие медицинских сестер
Клубы,
школы
Участие фармацевтов
Примеры эффективных кампаний:проект Северная Карелия, Стэнфордский проект, Миннесотский проект
Слайд 2809/06/2018
Обучение пациентов с хроническими заболеваниями
«Школы» для больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой,
ожирением, артериальной гипертензией
Необходимость научить человека жить с болезнью
Стадии восприятия болезни
Слайд 2909/06/2018
Критерии эффективности обучения пациентов
Клинические, объективные: снижение артериального давления, содержания сахара в
крови, индекса массы тела, улучшение показателей пиковой скорости выдоха
Повышение качества жизни – оценка по вопросникам
Повышение функциональной активности
Экономическая эффективность школ
Слайд 3009/06/2018
Выводы
Обучение пациентов является обязательным компонентом методологии семейной медицины (общей врачебной практики)
Обучение
пациентов клинически и экономически эффективно
Слайд 3109/06/2018
Литература
Руководство по профилактике в общей врачебной практике. Под ред. .Ю.Кузнецовой, И.С.Глазунова.-СПб,
Изд.Дом МАПО. – 2003
Меркушева Е. В., Похис К.А. Обучение пациента. Учебное методическое пособие. –СПб МАПО, 1997.- 24 с.
Е.В.Фролова. Обучение пациентов, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями // Российский семейный врач.– 2001.– №1.– С.54–57.
Е.В.Фролова. Принципы обучения пациента. // Российский семейный врач.– 2000.– №2.– С.60–64.
О.Ю. Кузнецова, Н.В. Ворохобина, О.Ф. Малыгина, Е.В. Фролова, А.В. Леонтьев. Руководство по ведению больных сахарным диабетом в общей врачебной практике./ − СПБ.:Изд. Дом СПб МАПО, 2003. −69 с.
Prochaska J.O., DiClemente C. Toward a Comprehensive Model of Change. Common processes of change for smoking, weight control and psychological distress / In S. Shiffman >T. Wills (Eds.). Treating Addictive Behaviors: Processes of Change.– New York, NY: Plenum Press, 1986.– P. 3–27.
Multiple Risk Factor Intervention Trial Research Group. Multiple Risk Factor Intervention Trial. Risk factor changes and mortality results // JAMA.– 1982.– Vol. 248.– P. 1465–1477.
Слайд 3209/06/2018
Литература
Morris D.B. Developing a patient education program: overcoming physician resistance //
Diabetes Educ.– 1998.– Vol. 24.– № 1.– P. 41–42.
Kreuter M.W., Scharff D.P., Brennan L.K., Lukwago S.N. Physician recommendations for diet and physical activity: which patients get advised to change? // Prev Med.– 1997.– Vol. 26.– № 6.– P. 825–833.
Kannel W.B. The Framingham experience: in Marmot M., Elliot P.[eds]. Coronary Heart Disease Epidemiology: from Etiology to Public Health.– Oxford: Oxford Publications.– 1992.
. Health promotion at the community level. New Advances edited by N. Bracht 2nd edition.– Thousand Oaks, London, New Delhi: SAGE Publications International and Professional Publisher.– 1999.– 275 p.
Compton A., Ashwin M. Community care for Health Professionals. 2nd edition.– Oxford, Auckland, Boston, Johannesburg, Melbourne, New Delhi: Butterworth Heinemann.– 2000.–223 p.
Tucker J., Donovan D., Marlatt G. Changing Addictive Behavior.– New York, London: The Guilford Press.– 1999.– 380 p.
U.S. Preventive Services Task Force. Guide to Clinical Preventive Services: Report of the U.S. Preventive Services Task Force, 2d ed.– Baltimore: Williams & Wilkins.– 1996.– 371 p.