Обучение лексике презентация

Содержание

Что означает владеть лексикой? Особенности функционирования любой языковой единицы проявляются в 2х планах: семасиологический аспект – как она используется в речи, какие смыслы выражает ономасиологический аспект – какими средствами предаются смыслы

Слайд 1Обучение лексике


Слайд 2Что означает владеть лексикой?
Особенности функционирования любой языковой единицы проявляются в 2х

планах:
семасиологический аспект – как она используется в речи, какие смыслы выражает
ономасиологический аспект – какими средствами предаются смыслы

Слайд 3Характеристики лексики с т. зр. ее преподавания
содержательная сторона (значение)
форма – произношение,

словоупотребление, словоизменение
употребление в речи
ассоциации, коннотации
соотношение с родным языком

Слайд 4В зависимости от характера речевой деятельности в методике различают:
Активную лексику
Пассивную лексику


Слайд 5Пассивный словарный запас -
слова, которые служат для восприятия информации в устной

или письменной форме.
Пассивная лексика = рецептивная (рецептивные виды речевой деятельности: чтение, аудирование)

Слайд 6Упражнения, направленые на формирование рец. умений:
установите значение по контексту
установите значение и

управление глаголов
определите значения следующих слов и словосочетаний


Слайд 7Активный словарный запас -
слова, которыми пользуются для выражения мыслей в устной

или письменной речи, владея ими продуктивно.
Активная лексика = продуктивная (продуктивные виды речевой деятельности: говорение, письмо)

Слайд 8Активное владение словом предполагает уяснение
тематико-понятийных полей или классов, всего семантического

комплекса, который связывается с данным словом;
парадигматических, синтагматических и деривационных отношений слов;
актуализация в долговременной памяти слов и их сочетаний;
умения использовать слово в речи в соответствии с правилами сочетаемости и условиями ситуации.

Слайд 9Условия активного усвоения лексики
очень ограниченный набор лексики,
многократное предъявление и тренировка,


достижение автоматизма при употреблении,
умение употреблять в новых сочетаниях.

Слайд 10Упражнения
заполните пропуски
заполните пропуски, выбрав из данных
ответьте на вопросы, употребляя данные

слова
подберите подходящие к данным слова
составьте словосочетание
составьте из слов предложение
замените синонимами/антонимами
законичте предложение.

Слайд 11Семантизация лексики
Семантизация лексики — раскрытие значения лексических единиц, важнейшее учебное действие

на этапе введения лексики.

Слайд 12Семантизация лексики
Основные типы (классификация)
переводная и беспереводная


Слайд 13Переводная семантизация
Перевод


Слайд 14Переводная семантизация
Наглядная – демонстрация предмета или его изображения, движения и др.


Синонимы, антонимы
Толкование
Перечисление
Контекст
Словообразование


Слайд 15Выбор способа семантизации
на основе лингвистической типологии
с учетом методических требований (уровень

подготовки, этап обучения)
в зависимости от характера взаимоотношений слов родного и изучаемого языка
в соответствием с уровнем владения языком
рецептивная или продуктивная лексика
в зависимости от метода обучения

Слайд 16Проблемы при семантизации
Близкие по значению или звучанию слова (называть – называться;

состоять – состояться)
Безэквивалентная лексика
“Маленькие” слова – кстати, вещь, вообще, куча

Слайд 17Ментальный лексикон -
репрезентация слов в долговременной памяти человека.


Слайд 18Организация лексикона -
сетевая - слова репрезентированы в лексиконе через сеть

отношений, но эта организация не является строго иерархичной;
иерархическая - сеть носит характер иерархии, некоторые элементы сети находятся выше или ниже других элементов сети.


Слайд 19Иерархическая организация лексикона


Слайд 20Иерархическая организация лексикона


Слайд 21Сетевая организация лексикона


Слайд 22Сетевая организация лексикона


Слайд 23Лексический минимум
определяет в полном объеме ту лексику, которая подлежит активному усвоению

учащимися.

Слайд 24Критерии отбора лексического минимума
Частотность
Тематика
Сопоставление с родным языком
Сочетаемость
Словообразование


Слайд 25Объем словаря


Слайд 27
http://wortschatz.uni-leipzig.de/


Слайд 28Критерии отбора лексического минимума
Частотность
Тематика
Сопоставление с родным языком
Сочетаемость
Словообразование


Слайд 29Дозировка новых слов
Зависит от многих факторов
учет специфики новых слов (степень трудности)
цели

при изучении слов (активная/пассивная лексика)
условия обучения (этап, возраст, форма)
Активная лексика: 7+-2
 


Слайд 30Критерии новых слов для усвоения
Частотность
Тематика
Сопоставление с родным языком
Сочетаемость и словообразование


Слайд 31Критерии новых слов для усвоения
Частотность
Тематика
Сопоставление с родным языком
Сочетаемость и словообразование


Слайд 32Подходы при изучении лексики
1. Инцидентное, нецеленаправленное изучение (по аналогии с родным

языком)
Чтение
Аудирование
2. Целенаправленное изучение
Лексические упражнения



Слайд 33Условия запоминания
наглядность
повторяемость
ассоциация с чем-то знакомым
мотивация
аффект
использование


Слайд 34Техники запоминания (мнемоника)
Языковые карточки
Языковые игры
Механическое повторение
Организация слов (синонимы, тематика)



Слайд 35Забывание
Причины:
последующее запоминание
отсутствие повторения



Слайд 36Тетрадка-словарь
(организация долговременной памяти)
Организация словаря:
поурочно
по темам
в алфавитном порядке
переводная или синонимы/то и другое



Слайд 37Контроль усвоения лексики
Лексические тесты
Лексикоцентрические – на основе отдельного слова или

словосочетания
Текстовые – на основе текста



Слайд 38Проверка знания значения слова
Глагол ухаживать переводится:
а. ухажвам някого
б. грижа се

за някого
в. отивам някъде



Слайд 39Тематическая принадлежность слова
Одно из зтих слов не входит в группу слов,

обозна­чающих недвижимость. Какое?
а) квартира
б) дача
в) фруктовый сад
г) валютный счет
д) огород



Слайд 40Синонимические связи слова
Подберите к слову править самое близкое по значению к

нему слово.
командовать
управлять
распоряжаться
владеть
властвовать



Слайд 41Сочетаемость слова
Одно из зтих слов не сочетается со словом глаза. Какое?
а.

зелёные
б. чёрные
в. коричневые
г. серые
д. голубые



Слайд 42Текстовые задачи




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика