Слайд 2Что означает владеть лексикой?
Особенности функционирования любой языковой единицы проявляются в 2х
планах:
семасиологический аспект – как она используется в речи, какие смыслы выражает
ономасиологический аспект – какими средствами предаются смыслы
Слайд 3Характеристики лексики с т. зр. ее преподавания
содержательная сторона (значение)
форма – произношение,
словоупотребление, словоизменение
употребление в речи
ассоциации, коннотации
соотношение с родным языком
Слайд 4В зависимости от характера речевой деятельности в методике различают:
Активную лексику
Пассивную лексику
Слайд 5Пассивный словарный запас -
слова, которые служат для восприятия информации в устной
или письменной форме.
Пассивная лексика = рецептивная (рецептивные виды речевой деятельности: чтение, аудирование)
Слайд 6Упражнения, направленые на формирование рец. умений:
установите значение по контексту
установите значение и
управление глаголов
определите значения следующих слов и словосочетаний
Слайд 7Активный словарный запас -
слова, которыми пользуются для выражения мыслей в устной
или письменной речи, владея ими продуктивно.
Активная лексика = продуктивная (продуктивные виды речевой деятельности: говорение, письмо)
Слайд 8Активное владение словом предполагает уяснение
тематико-понятийных полей или классов, всего семантического
комплекса, который связывается с данным словом;
парадигматических, синтагматических и деривационных отношений слов;
актуализация в долговременной памяти слов и их сочетаний;
умения использовать слово в речи в соответствии с правилами сочетаемости и условиями ситуации.
Слайд 9Условия активного усвоения лексики
очень ограниченный набор лексики,
многократное предъявление и тренировка,
достижение автоматизма при употреблении,
умение употреблять в новых сочетаниях.
Слайд 10Упражнения
заполните пропуски
заполните пропуски, выбрав из данных
ответьте на вопросы, употребляя данные
слова
подберите подходящие к данным слова
составьте словосочетание
составьте из слов предложение
замените синонимами/антонимами
законичте предложение.
Слайд 11Семантизация лексики
Семантизация лексики — раскрытие значения лексических единиц, важнейшее учебное действие
на этапе введения лексики.
Слайд 12Семантизация лексики
Основные типы (классификация)
переводная и беспереводная
Слайд 14Переводная семантизация
Наглядная – демонстрация предмета или его изображения, движения и др.
Синонимы, антонимы
Толкование
Перечисление
Контекст
Словообразование
Слайд 15Выбор способа семантизации
на основе лингвистической типологии
с учетом методических требований (уровень
подготовки, этап обучения)
в зависимости от характера взаимоотношений слов родного и изучаемого языка
в соответствием с уровнем владения языком
рецептивная или продуктивная лексика
в зависимости от метода обучения
Слайд 16Проблемы при семантизации
Близкие по значению или звучанию слова (называть – называться;
состоять – состояться)
Безэквивалентная лексика
“Маленькие” слова – кстати, вещь, вообще, куча
Слайд 17Ментальный лексикон -
репрезентация слов в долговременной памяти человека.
Слайд 18Организация лексикона -
сетевая - слова репрезентированы в лексиконе через сеть
отношений, но эта организация не является строго иерархичной;
иерархическая - сеть носит характер иерархии, некоторые элементы сети находятся выше или ниже других элементов сети.
Слайд 19Иерархическая организация лексикона
Слайд 20Иерархическая организация лексикона
Слайд 23Лексический минимум
определяет в полном объеме ту лексику, которая подлежит активному усвоению
учащимися.
Слайд 24Критерии отбора лексического минимума
Частотность
Тематика
Сопоставление с родным языком
Сочетаемость
Словообразование
Слайд 27
http://wortschatz.uni-leipzig.de/
Слайд 28Критерии отбора лексического минимума
Частотность
Тематика
Сопоставление с родным языком
Сочетаемость
Словообразование
Слайд 29Дозировка новых слов
Зависит от многих факторов
учет специфики новых слов (степень трудности)
цели
при изучении слов (активная/пассивная лексика)
условия обучения (этап, возраст, форма)
Активная лексика: 7+-2
Слайд 30Критерии новых слов для усвоения
Частотность
Тематика
Сопоставление с родным языком
Сочетаемость и словообразование
Слайд 31Критерии новых слов для усвоения
Частотность
Тематика
Сопоставление с родным языком
Сочетаемость и словообразование
Слайд 32Подходы при изучении лексики
1. Инцидентное, нецеленаправленное изучение (по аналогии с родным
языком)
Чтение
Аудирование
2. Целенаправленное изучение
Лексические упражнения
Слайд 33Условия запоминания
наглядность
повторяемость
ассоциация с чем-то знакомым
мотивация
аффект
использование
Слайд 34Техники запоминания (мнемоника)
Языковые карточки
Языковые игры
Механическое повторение
Организация слов (синонимы, тематика)
Слайд 35Забывание
Причины:
последующее запоминание
отсутствие повторения
Слайд 36Тетрадка-словарь
(организация долговременной памяти)
Организация словаря:
поурочно
по темам
в алфавитном порядке
переводная или синонимы/то и другое
Слайд 37Контроль усвоения лексики
Лексические тесты
Лексикоцентрические – на основе отдельного слова или
словосочетания
Текстовые – на основе текста
Слайд 38Проверка знания значения слова
Глагол ухаживать переводится:
а. ухажвам някого
б. грижа се
за някого
в. отивам някъде
Слайд 39Тематическая принадлежность слова
Одно из зтих слов не входит в группу слов,
обозначающих недвижимость. Какое?
а) квартира
б) дача
в) фруктовый сад
г) валютный счет
д) огород
Слайд 40Синонимические связи слова
Подберите к слову править самое близкое по значению к
нему слово.
командовать
управлять
распоряжаться
владеть
властвовать
Слайд 41Сочетаемость слова
Одно из зтих слов не сочетается со словом глаза. Какое?
а.
зелёные
б. чёрные
в. коричневые
г. серые
д. голубые