Обучение фонетике презентация

Содержание

План 1. Цели и содержание обучения произносительной стороне речи. 2. Работа над произносительной стороной речи на разных ступенях обучения. 3. Технология обучения произносительной стороне речи.

Слайд 1Овладение языковой компетенцией Обучение произносительной стороне речи (обучение фонетике)
Лекция 2
© С. Л.

Бояринцева, 2012

Слайд 2План
1. Цели и содержание обучения произносительной стороне речи.
2. Работа над произносительной

стороной речи на разных ступенях обучения.
3. Технология обучения произносительной стороне речи.


Слайд 31. Цели и содержание обучения произносительной стороне речи


Слайд 41. Цели и содержание обучения произносительной стороне речи
доведение до уровня навыков

и
постоянное поддержание и совершенствование при осуществлении речевой деятельности

усвоение ритмико-интонационного оформления речи

овладение мелодией, ритмом, логическим ударением

усвоение звукового оформления речи

овладение артикуляцией звуков


Слайд 5Требования к качеству владения произносительной стороной речи
фонематичность
(фонетическое оформление речи, которое

обеспечивает её незатрудненное понимание);
беглость
(степень автоматизированности произносительных навыков, позволяющей учащимся говорить в нормальном темпе)

Требования к владению фонетической стороной речи определяются с учетом принципа аппроксимации

Слайд 6Реализация принципа аппроксимации на практике
усвоение звукового оформления речи
ограничение объема фонетического материала
фонетический

минимум школьника:
звуки, имеющие смыслоразличительные функции

приблизительная артикуляция ряда звуков и интонационных моделей

!Исключены варианты фонем и интонационные модели, имеющие эмоционально-экспрессивное значение



Слайд 72. Работа над произносительной стороной речи на разных ступенях обучения


Слайд 8Начальная ступень 1 год обучения
формирование произносительных навыков

Работа на каждом уроке.
Каждая доза

ЯМ и РМ вначале обязательно усваивается в плане произношения.
Учащиеся овладевают всеми звуками входящими в речевой образец и его интонацией.



Слайд 9Средняя ступень обучения
Совершенствование произносительных навыков

их постоянная поддержка и создание условий, препятствующих

их утрате

Отводятся отдельные элементы урока.
Отрабатывается произношение трудных звуков, звукосочетаний, слов и словосочетаний, интонационных моделей.
Используется фонетическая зарядка.

Слайд 10Старшая ступень обучения
Совершенствование и поддержание произносительных навыков.

*В начале учебного года необходима

работа по коррекции произносительных навыков и доведению всех учащихся до одного уровня.

Слайд 113.Технология обучения произносительной стороне речи


Слайд 12Произносительный навык
2 поднавыка:


Слайд 13Особенности формирования артикуляционного поднавыка
Принципы



функциональности
первыми усваиваются те звуки, которые необходимы для произнесения

первых РО

частотности

степени трудности звуков по сравнению со звуками родного языка

первыми усваиваются те звуки, которые наиболее часто встречаются в лексике

особое внимание уделяется трудным звукам – звукам артикуляционная база которых значительно отличается от артикуляции звуков родного языка


Слайд 14Методическая типология фонетического материала


Слайд 15Методическая типология фонетического материала


Слайд 16Технология работы с легкими звуками
Артикуляционная база родного языка достаточна для произнесения

этих звуков (в соответствии с принципом аппроксимации).

Эти звуки могут вводиться сразу в РО и усваиваются учащимися имитативно в процессе работы над РО.

При произнесении РО учитель может несколько утрировать новый звук и прокомментировать особенности звука.

Слайд 17Артикуляционные особенности звуков средней трудности
При их усвоении требуется частичная перестройка артикуляционного

аппарата и внесение в звуки тех качеств, которые не существуют в родном языке.



При работе над этими фонемами необходимо создавать новую артикуляционную базу.

Артикуляционные особенности трудных звуков


Слайд 18Технология работы с фонемами 2 и 3 групп
Перестройки артикуляционного аппарата или

создание новой артикуляционной базы


Необходима предварительная отработка артикуляционных движений в виде гимнастики языка и губ - набор движений губ и языка, которые следует группировать в той последовательности, в которой они необходимы для артикуляции (проводится с контролем учителя и самоконтролем с помощью зеркала).



Слайд 19Формирование артикуляционных поднавыков владения звуками 2 и 3 группы


Слайд 20Особенности формирования ритмико-интонационного поднавыка
Осуществляется в процессе овладения учащимися речевыми образцами (единство

имитации и объяснения с преобладанием имитации).
2 этапа:
демонстрация учителем интонационной модели с краткими пояснениями;
воспроизведение учащимися модели с опорой на наглядность, имитируя речь учителя (хором – индивидуально – хором).


Слайд 21Демонстрация интонационной модели
В ходе произнесения РО учитель обращает внимания учащихся:
- на

интонационные особенности (мелодический рисунок: понижение - повышение);
- на ритм английского предложения (какие слова ударны);
- логическое ударение.
Для большей наглядности и сознательности рекомендуется использовать:
1) условные знаки,
2) прием дирижирования;
3) отбивание такта.


Слайд 22Демонстрация интонационной модели
Во время демонстрации модели можно использовать дифференцированные упражнения для

создания прочного слухового образа моделей, например:

1. Прослушайте ряд предложений и поднимите руку тогда, когда услышали общий вопрос;
2. Прослушайте предложение и укажите ударные слоги;
3.Прослушайте предложение и укажите на какие слова падает логическое ударение.


Слайд 23Функциональная направленность процесса формирования произносительных навыков
Целесообразно:
создать ситуацию общения (в которой функционирует

РО, содержащий новые звуки);
показать, как этот РО функционирует в данной ситуации.
дать информацию о том, как правильно произнести звуки, входящие в РО, с какой мелодией произнести весь РО;
провести отработку звуков (звуки 2 и 3 группы - изолировано и в РО, легкие – в РО).


Слайд 24Специальные упражнения. Фонетическая зарядка
Должна быть специально организована:
1) иметь четкую целевую

установку, направленную на специфику закрепляемых звуков);
2) иметь образец, выступающий в качестве эталона для подражания (речь учителя, аудиозапись);
3) должна включать тот материал, который тесно связан с учебным материалом урока;
4) иметь определенное место проведения: место – там, где она больше всего нужна;
5) должна быть продумана технология проведения зарядки.




Слайд 25Специальные упражнения. Фонетическая зарядка
Материал для фонзарядки:

1) специально подобранные слова, словосочетания,

предложения на те звуки, в которых учащиеся чаще всего делают ошибки;
2) стихи, песни, рифмовки;
3) названия дней недели, месяцев, считалки, поговорки, географические названия, имена собственные, интернациональные слова, небольшие описания картинок.

Объем фонзарядки и содержание зависит от ступени обучения и уровня обученности школьников


Слайд 26Специальные упражнения. Фонетическая зарядка
Технология проведения зарядки
дается целевая установка;

учитель произносит материал фонетической

зарядки, стараясь наглядно показать артикуляцию;

*если материал фонзарядки включает предложения (пословицы, рифмовки), осуществляется проверка понимания; проводится вторичное прослушивание с напоминанием артикуляции;

осуществляется повторение – воспроизведение за учителем хором / индивидуально)


Слайд 27Неспециальные упражнения
Работа над произношением новых слов, словосочетаний, над интонацией новых структур

сразу после их введения.

Работа над произношением параллельно с обучением письму /овладение техникой письма (ученики проговаривают то, что пишут).

Работа над произношением параллельно с работой над совершенствованием навыков техники чтения вслух.

Слайд 28Работа над техникой чтения
Материал: небольшой отрывок (не более абзаца).
Технология работы:
Прослушивание отрывка

текста (в записи или с голоса учителя).
Проверка понимания.
Чтение трудных слов и словосочетаний из данного отрывка, заранее выписанных на доску.
Прослушивание отрывка 2–ой раз по предложению, интонирование предложений.
Чтение по синтагмам, потом по предложениям в режиме учитель – ученики.
3-е прослушивание для контроля.
На дом задается подготовка выразительное чтение отрывка (на оценку).


Слайд 29Литература
1. Добронравова Т.Н. Хорошее произношение – реальность! // Беседы об уроке

иностранного языка. – Л. 1975. С. 104 – 119.
2. Пассов Е. И., Кузнецова О.В. Живая фонетика // Коммуникативная методика. – 2002. № 4. – С 10 - 13
3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М., 1988, Ростов на Дону, М., 2010
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2002.
5. Примерная образовательная программа начального общего образования. – М. 2010. Режим доступа: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/noo-prim.pdf
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М. 2010. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика