Слайд 1Обществоведческое эссе (С9)
ЕГЭ 2012
Слайд 2Структура задания
Первая часть: формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные
указания на то, как следует его выполнять
Вторая часть: темы эссе, заданные в форме высказываний (изречений, афоризмов, крылатых фраз, касающихся социальных явлений и процессов). Темы отражают конкретно-личностное восприятие проблем авторами. Каждому высказыванию предшествует указание на определенную область социально-гуманитарного знания – науку, базовую для школьного обществоведческого курса (философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение). Данное указание ориентирует на ту содержательную область, в контексте которой требуется выявить проблему и выстроить ответ.
Слайд 3Критерии оценивания
Раскрытие смысла высказывания
Представление и пояснение собственной позиции
Качество приводимых суждений
и аргументов
Максимально – 5 баллов
Слайд 5Формулировка задания
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте
его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Слайд 6Характеристика формулировки задания
Дана ситуация выбора!
Задание комплексное, дается указание на необходимые компоненты
ответа: понятия, факты, опыт
Задание творческое: выражение личностного восприятия определенной социальной проблемы (свой, свое отношение, свои мысли, своя точка зрения)
Задание практическое: знание из теоретической плоскости надо перенести в практическую
Слайд 7Требования для выполнения задания
Выбрать высказывание
Раскрыть его смысл
Обозначить поставленную автором проблему
Сформулировать свое
отношение к мнению автора
Аргументировать собственную точку зрения
Использовать знания, полученные при изучении курса
Привлекать собственный жизненный опыт
Слайд 8План эссе
1. Начинать эссе следует с формулировки понимания высказывания, ставшего темой
эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность.
2. Уже в следующем предложении необходимо ясно и четко определить личную позицию по данному высказыванию: «Я согласен с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным».
Слайд 9План эссе
3. Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего
собственного мнения в отношении поставленной проблемы.
Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:
Тезис – это то, что требуется доказать
Аргументы – факты, примеры, доводы, суждения
Выводы – в силу каких доказательств ваш тезис верен
Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.
Слайд 10План эссе
4. В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда
бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.
Слайд 11К достоинства эссе можно отнести
наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего
темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);
включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в зссе;
присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Слайд 12Уместно использование клише:
Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
Поразительный простор
для мыслей открывает эта фраза.
Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.
Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое…
Я полностью согласна с позицией автора.
…оказывает благотворное действие…
Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для ...
С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, так как…
Именно поэтому я соглашаюсь с автором.
Мне очень импонирует фраза…
Проиллюстрируем это положение примерами.
Рассмотрим несколько подходов.
Во- первых,…Во- вторых,..