Слайд 1«Образующиеся и образовательные практики: объект гуманитарного управления инновациями»
Г.Н. Прозументова, д.п.н., проф.,
зав.каф. управления образованием фак-та психологии ТГУ, дир. НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ
Слайд 2
1. Образовательные практики: контекст и область исследования.
Слайд 3Школа Совместной деятельности
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №49
(МОУ СОШ №49)
Слайд 4Статусы и награды
1994г. – лауреат Всероссийского конкурса «Авторская школа»
1996
г.- победитель Всероссийского конкурса «Авторская школа»
1997 г.- лауреат Всероссийского конкурса «Школа года 97»
1999 г. - статус Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ
2000 г.- номинант Мегапроекта «Развитие образования в России»
2002 г.- статус Авторской экспериментальной школы Министерства образования РФ
2002-2003 гг. - участие во всероссийском узко масштабном эксперименте «Модернизация образования: компетентностный подход»
2003-2008 гг.- статус муниципальной экспериментальной площадки
2006 г. - лаборатория инновационного образования ТГУ
2007г. – победитель ПНП «Образование»
2008 г. – призер городского конкурса «Управление современным образовательным учреждением»
Слайд 5Создание образовательных программ по обучению совместной деятельности:
Построение открытого совместного действия взрослых
и детей в начальной школе (рук, д.п.н., доц. ТГПУ С.И. Поздеева)
Обучение образовательному проектированию в совместной деятельности (рук., д.п.н., доц. ТГУ И.Ю. Малкова)
Проектирование педагогом и учащимися содержания образования при построении учебной темы (рук, к.ист.н., доц. ТГУ В.Ю. Соколов)
Обучение педагогов и детей решению учебных и образовательных проблем в совместной деятельности (рук. д.п.н., проф. ТГПУ Е.А. Румбешта)
Текстопорждение в совместной деятельности (рук. к.фил.н., доц. ТГУ А.В. Петров)
Слайд 6Компетенции проектирования совместной деятельности и влияния на нее
2. Динамика изменения
позиции детей в проектной деятельности
Результаты реализации программы «Обучение образовательному проектированию в совместной деятельности», рук. ОП Малкова И.Ю., д.п.н., доцент ТГУ.
Слайд 7Профессиональные звания и достижения педагогов
Доктор педагогических наук – 3 чел.;
Кандидат наук
– 5 чел.;
Медаль «За заслуги перед отечеством» 2ой степени – 1 чел.;
Юбилейная медаль «400 лет г. Томску» - 3 чел.;
Почетный работник общего образования РФ – 1 чел.;
Звание «соросовского учителя» - 3 чел. (Е.В.Семенюк, 1999г., Л.И.Чуяшова, 2000г., В.Г.Колмакова, 2000г.);
Грамота Министерства образования – 14 чел.;
Грамота Государственной Думы Томской области – 1 чел.
(Сорокова Л.А.);
Премия губернатора в сфере образования – 2 чел. (Л.В.Веснина, 1997г., А.Б.Мурашов, 1998 г.);
Слайд 8
Победитель ПНП «Образование» - 2 чел.
(Е.Б. Путинцева, 2006г., Чермянина А.А.
2008г.);
Призер областного конкурса «Учитель года» - 4 чел.
(Н.В. Жарикова, 2000г., Е.Б. Путинцева, 2006г.,
О.А. Бердичева, 2007г., А.А. Чермянина,2008г.)
Призер городского конкурса «Учитель года» - 5 чел. (Е.В.Семенюк, 1999г., Н.В.Жарикова, 2000г., Е.Б.Путинцева, 2006г.
О.А. Бердичева, 2007г., А.А. Чермянина, 2008г.);
Призер городского конкурса классных руководителей – 1 чел. (А.А.Чермянина, 2006г.);
Призер городского конкурса «Урок с компьютером» - 1 чел.
(И.А. Тарасевич, 2007г.);
Призер городского конкурса «Вожатское мастерство» -1 чел.
(О.В. Цупенко, 2008г.).
Призер окружного конкурса «Сердце отдаю детям» - 1 чел. (Е.А.Сонич, 2001г.);
Слайд 9
Образовательное учреждение- объект управления инновациями:
- предъявление требований учредителя;
- определение несоответствий
в функционировании;
- формулирование проблем несоответствия;
- внедрение средств упорядочивания(соответствия).
Слайд 10
Продолжение слайда
-контроль и оценка качества
внедрения;
-повышение упорядоченности,
стабильности функционирования;
-достижение стабильности в
выполнении требований учредителя.
Слайд 11Обобщение.
Содержание инноваций в образовательном учреждении:
определение нормы (требований) и ее внедрение.
Слайд 12
Учреждение -
система, стремящаяся к равновесию (упорядочиванию).
Состояние « в котором больше
нет полезной энергии - энергии, которая может создавать
какие-то различения».
( Н. Луман)
Обобщение
Слайд 13
Образующаяся практика – объект управления инновациями:
- чувствительность людей на местах
к вызовам времени;
- построение горизонтов образовательных возможностей(смыслы);
продолжение слайда
- создание мест
«личного присутствия» в образовании(пробы, инициативы);
- производство уникального образовательного продукта.
Слайд 15
Обобщение
Образующиеся практики. Содержание инноваций.
Создание уникальных продуктов, имеющих «стоимостную» ценность (личностная,
образовательная, профессиональная, конкурентная, культурологическая).
Слайд 16Обобщение
Образующиеся (стремящиеся к неравновесию) практики - условие стабильности системы,
так как состояние
равновесия достигается за счет увеличения разнообразия, различений, самоорганизации.
(Н. Луман)
Слайд 17
2. Образующиеся практики: реальность и содержание понятия
Слайд 18Образовательные практики и инновации
.
Образовательные инновации
В.А. Сухомлинский
Л.Н. Толстой
А.С. Макаренко
И.П. Иванов
М.А. Амонашвили
В.А. Караковский
А.Н.
Тубельский
М.П. Щетинин
В.Ф. Шаталов
Слайд 19Образовательные практики и инновации: региональный масштаб
.
Образовательные инновации
Северская гимназия
(Т.В. Якубовская,
С.Н. Шуляева)
Школа
«Эврика-развитие»
(Т.М. Ковалева, Л.М. Долгова)
Академия-лицей
(И.Н. Тоболкина)
Школа-сад «Кристина»
(И. Сахарова)
«Пеленг»
(О. Тузов)
Светлинский лицей
(А.Г. Сайбетдинов)
Школа Совместной
деятельности (Г.Н. Прозументова, Л.А. Сорокова)
Слайд 20Практика как социальная реальность
П. Бергер, Т. Лукман,
М. Вебер, Н. Луман,
Л.Г. Ионин
Интенциональный акт;
Смыслообразование: появление субъекта;
Формообразование: место
встречи субъекта и смысла;
Слайд 21продолжение слайда
Конструирование норм поведения;
Создание «рациональных основ порядка»;
Доступность повседневности для созидания и
контроля самих людей;
Слайд 22Обобщение 1
Образовательная практика - это место «личного присутствия» людей в образовании,
где организация образования находится под их контролем и осуществляется при их участии
Слайд 23Обобщение 2
Образовательная практика - это конструирование форм совместной деятельности и определение
«совместности» участников практики как содержания образования
Слайд 24Обобщение 3
Образовательная практика - это пространство деятельности и становления образовательных сообществ
как субъектов организации образования.
Слайд 253. Образовательные практики -
объект гуманитарного и стратегического управления: от разработки документов
(стратегий) - к организации процесса стратегирования.
Слайд 26
Процесс стратегирования:
- поиск точек инновационного роста;
- проявление их образовательного потенциала
и ресурса;
- возведение«теплиц»
для выращивания;
- выращивание уникальных «растений»
- разведение и распространение
(Г. Минцберг)
Слайд 27
Использование потенциала практик для реализации: стратегических проектов:
- «Формирование механизмов Открытого образовательного
пространства региона, Мегапроект «Развитие образования в России» (фонд Дж. Сороса 2000-2003 гг.)
Нацпроект «Образование» (председ.экспертной комиссии 2006-2008гг.)
КПМО (участник разработки механизмов и положения о введении стимулирующих доплат педагога в школе №49, г.Томска)
Слайд 28
Стратегическое управление изменениями в образовании: переход от воспроизводства норм к созданию
«стоимостных» ценностей.
Обобщение
Слайд 29Образовательные сообщества- субъекты стратегического управления:
участники формирования стратегических перспектив
производители «стоимостных» ценностей
создатели инновационного
ресурса
собственники уникальных
образовательных «продуктов»
позиционеры в открытом образовательном пространстве