Обобщение опыта работы по теме: Формирование фонетического слуха на уроках чтения презентация

Содержание

Проблема: Формирование фонетического слуха на уроках чтения играет значительную роль в развитие речи ребенка, позволяет четко произносить звуки, различать их, владеть артикуляционным аппаратом.

Слайд 1Обобщение опыта работы по теме: «Формирование фонетического слуха на уроках чтения»
Учитель

начальных классов МЛУ ЛСОШ №1 Гришина Н.В.

Слайд 2Проблема:
Формирование фонетического слуха на уроках чтения играет значительную роль в развитие

речи ребенка, позволяет четко произносить звуки, различать их, владеть артикуляционным аппаратом.

Слайд 3Условия возникновения проблемы:
В последнее время детей с дефектами в речи и

дисграфией становится в школах все больше. Для работы с такими детьми нужен специалист логопед-дефектолог. Но если его в школе нет, а помощь детям нужна?
Так в 2008г. ко мне перешли 6 детей из логопедического класса и я начала с ними работать.

Слайд 4Цель: формировать фонетический слух у детей с речевыми нарушениями: 1. Дислексия

— частичное специфическое нарушение процесса чтения; 2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма; 3. Дислалия — нарушение звуко-буквенного произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Слайд 5Задачи обобщения опыта:
Изучение специальной литературы по коррекции фонетического слуха у младших

школьников ;
Диагностирование речевого развития детей моего класса;
Систематическое использование ИКТ тренажеров по чтению и русскому языку для развития речи детей;
Создание дидактических пособий по развитию фонетического слуха и публикация в СМИ.

Слайд 6Ожидаемые результаты: качественное овладение детьми чтением и письмом при выходе из

начальной школы на фоне продолжающейся коррекционной работы по развитию и обогащению словаря, грамматического строя речи при помощи ИКТ.

Слайд 7Ведущая идея:
Несовершенность фонематического слуха мешает ребенку успешно овладеть навыками письма и

осознанного чтения.
Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
определение порядка слогов и звуков в слове,
установление различительной роли звука,
выделение качественных основных характеристик звука.»


Слайд 8Технология опыта:
По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование

всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.


Слайд 9Основные этапы формирования слуха:
I этап – узнавание неречевых звуков;
- Игра

«Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.




Слайд 10
НОЖНИЦЫ


Слайд 11
ПИЛА


Слайд 12
МОЛОТОК


Слайд 13
ТЕЛЕФОН


Слайд 14II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых

звуков, слов, фраз;
Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.



Слайд 19III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

Игра «Слушай

и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.




Слайд 20С блога школьного логопеда Собениной Л.Н.: http://sobeninaln62.blogspot.com/


Слайд 21IV этап – дифференциация слогов;

Игра «Похлопаем». Учитель объясняет ребенку, что есть

короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

Игра «Что лишнее?» Учитель произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.


Слайд 22С блога школьного логопеда
Собениной Л.Н.: http://sobeninaln62.blogspot.com/


Слайд 23V этап – дифференциация фонем;

Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер

дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Учитель произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра «Похлопаем». Учитель произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.


Слайд 25VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Сколько звуков». Взрослый

называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.


Слайд 27Дидактический материал, созданный мною в процессе работы:
Мультимедийные уроки, тесты, физминутки


Слайд 28
Тренажеры и игры по чтению.



Слайд 29Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Проект «Как цветы весной выросли» -

http://portfolio.1september.ru/


Слайд 30Серия уроков по окружающему миру для 3 кл. - http://nataliagrishina.blogspot.com/




Слайд 31Урок по истории «Семья и семейные традиции», статьи - http://perwayaskola.blogspot.com/


Слайд 32Урок «Золотое кольцо Росии»: http://www.it-n.ru/


Слайд 33Презентации к урокам и праздникам: http://www.slideshare.net/NataliaG


Слайд 34Мастер-классы:


Слайд 35Результаты работы в мастер-классах здесь:
1. Азбука Блоггера: http://sites.google.com/site/azbukabloggera/azbuka ;
2. Как пользоваться

сервисом Slideshare: http://www.nachalka.com/ ;
3. Как встроить канал Frend Fid в блог: http://www.it-n.ru/
4. Сайт школы: http://scool-1.blogspot.com/

Слайд 36Собственная web-страница: http://nataliagrishina.blogspot.com/


Слайд 37Э-портфолио на numi.ru


Слайд 38Сайты для моих учеников:
http://drugnyerebyata1.blogspot.com/
http://perspektiwnye.blogspot.com/


Слайд 39Результативность работы:
Частое использование и применение наглядности на уроках (ИКТ) – сказочных

персонажей, выдуманных путешествий, дидактических игр, пересказа по сюжетным картинам, описание произведений искусств способствовало развитию всех компонентов речи:
формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
развитию познавательных процессов;
развитию творческих способностей детей;
воспитанию нравственно-эстетических чувств.
Средняя скорость чтения в IIIч. 4 кл. – 95 сл/мин.


Слайд 40Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика